Ирина Пиксайкина
Роль семьи в профилактике асоциального поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения политической и социально-экономической ситуации в стране оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. По данным исследователей, в настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди подрастающего поколения приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» или «группе риска» являлся прерогативой несовершеннолетних из крайне неблагополучных семей, то в настоящее время «испытание на прочность» проходит практически каждый.
Публикация «Роль семьи в профилактике асоциального поведения детей» размещена в разделах
Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы асоциального поведения детей.
Асоциальное поведение -поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Виды асоциального поведения :
- алкоголизм
- наркомания
- курение
- суицид
- противоправные деяния
- побеги из дома, бродяжничество.
Современная жизнь изобилует асоциальным, т. е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное.
Они часто не понимают, почему от них требуют быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют. По-этому так сложно корректировать асоциальное поведение детей. Оно постоянно подпитывается реальной жизнью, противостоять которой морализаторскими средствами невозможно.
Причины девиантного или асоциального поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, но является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации:
Больше шансов имеют конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные и семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.
Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. И тогда ребенок стремится найти значимые эмоциональные связи во внешнем мире. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни.
Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабы тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, если сильный - к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений. Фактором, влияющим на асоциальное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка. Порой, даже внешне благополучные семьи, если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом, т. е. первоначально личностная внутрисемейная проблема трансформируется в социальную.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на:
· Социально-экономические, к которым можно отнести кризисы явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами
· Социально-политические связанны с общим кризисом института семьи : увеличением числа разводов и количеством семей, где есть только один родитель (или опекун, несовершенством законодательства по вопросам семьи, ее поддержки и воспитания детей.
· Медико-психологические обусловлены генетической, физической и психической патологией.
·Психолого-педагогические связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.
Немаловажной проблемой в семейном воспитании является отчуждение между родителями и ребенком, которое приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, подвержен влиянию таких же сверстников. Так происходит и при сверхзанятости родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени. В некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями.
Чрезмерность опеки, аффективность родителей, как и их тревожность и страх за детей, мешают их жизнерадостности и оптимизму, заражают детей таким же беспокойством и приводят к расстройствам нервной системы.
Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.
Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности и самая важная сторона общения – общение в семье.
Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей. В семьях, где родители находят время для общение со своим чадам, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах. Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему, строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом.
Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер. А если сегодня ваши отношения гармоничны, то эти знания помогут вам в дальнейшем избежать тех трудных ситуаций, которые могут назреть в ваших семьях.
В основу семейного воспитания необходимо положить следующие принципы:
-Принятие. В основе истинного принятия лежит значимость ребёнка в существовании семьи. -
-Признание. Сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах.
-Принцип доступности. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.
Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно воспитывать ответственность и самодисциплину.
Родительский авторитет- важная составляющая успешности воспитания. Авторитетность родителей в глазах ребенка -это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду. Авторитет родителей не "приобретается” автоматически с появлением ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.