Немченко Наталья Владимировна
Роль прогулки в экологическом воспитании детей в условиях загородного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Роль прогулки в экологическом воспитании детей в условиях загородного пребывания»
Немченко Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования МУДО "ООЦ " Горный ручеёк"
Магнитогорск 2021год
Публикация «Роль прогулки в экологическом воспитании детей в условиях загородного пребывания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст - это ответственный период жизни, это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития. Экологическое воспитание дошкольников поможет установить правильные, гуманные отношения детей с природой. Идея приобщения ребенка к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Известные педагоги, мыслители Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др. видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств. Мысли педагогов прошлого о влиянии природы на развитие детей не утратили актуальности и по сей день.
В современных исследованиях проблемы экологического воспитания (Н. А. Рыжова, З. И. Тюмасева, Л. И. Пономарева, В. Г. Фокина и др.) убедительно показано, что познавательный потенциал детей обуславливает возможность восприятия ярких фактов и отношений в окружающем мире и биологических закономерностей живой природы. В работах данных авторов отмечено, что формирование элементов биосферной этики предполагает не только развитие представлений о жизни природы, но и воспитание с самого детства уважения ко всему живому, осознание своего соседства и необходимости сотрудничества с обитателями окружающей природы. В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Так, в условиях загородного отдыха, прогулки обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную познавательную деятельность. На прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, что способствует формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека. Особое важное значение имеет тот факт, что дети, отдыхая в «Горном ручейке», с большим удовольствием проводят достаточно много времени на прогулке, что доставляет им большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, у детей воспитывается любовь к родной природе, что особо ценно в современном мире!
Разнообразие растительного и животного мира, уникальная природа горной местности Башкортостана, на территории которого расположен загородный МУДО «ООЦ «Горный ручеёк», представляют собой прекрасную развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится общению с природой: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект в экологическом воспитании детей.
Воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п. ; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях.
Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простотой полей, - у ребенка разовьется чувство прекрасного. Он глубже познает окружающий мир, будет радоваться красоте.
Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Красота родной природы рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки. На повседневных прогулках по территории «Горного ручейка» педагог привлекает внимание воспитанников к красоте заснеженных деревьев и кустарников. Дает им возможность рассмотреть деревья, сравнить их; показывает, что на елях снег лежит толстым слоем, а на обнаженных ветках лиственных деревьев его совсем немного.
Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Во время прогулок можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Прежде всего на прогулках ребенок закаляется. Чем больше он бывает на воздухе, тем он становится крепче физически. «Если хотите научить ребенка логически мыслить - ведите его в природу», - советовал великий русский педагог К. Д. Ушинский.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Пребывание детей в «Горном ручейке» в течение 18 дней предоставляет прекрасную возможность для такого развития, так как уникальная природа этого края подарит им массу положительных эмоций и новых живых знаний о природе!