Виктория Искра
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Искра Виктория Васильевна
МБДОУ ”ДС ”Радуга”
Республика Хакасия,
п. г. т. Усть-Абакан.
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.
Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.
Публикация «Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Наглядность - свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.
Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.
Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.
Все это является важным в развитии личности ребенка.
Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения
дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия - все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.
Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.
Различаются следующие виды наглядности :
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.
Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.
Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.
Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]
Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.
Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
Литература:
1. Занков Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М. ,1960;
2. Артемов А. К. Обучение математике. М. :”Пенза”,2005.
3. Из опыта работы с детьми.