Наталья Русмиленко
Роль музыкального руководителя на занятиях физкультурой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Северяночка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»
«Роль музыкального руководителя на занятиях физкультурой»
Публикация «Роль музыкального руководителя на занятиях физкультурой» размещена в разделах
Методическая разработка.
Подготовила музыкальный руководитель Русмиленко Наталья Евгеньевна
Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике.
Вот здесь и необходима помощь в подборе музыкального сопровождения и консультации музыкального руководителя.
Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение.
На утренней гимнастике, занятии или развлечении необходимо музыкальное сопровождение, которое инструктор вместе с музыкальным руководителем подбирает музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. В последнее время инструкторы все чаще используют яркие современные детские аудиозаписи, которые исполняются оркестром и звучат ярче произведений, которые исполняет музыкальный руководитель на одном инструменте.
Музыка все чаще вводится в проведение физкультурного занятия и способствует формированию и развитию у детей правильных двигательных навыков. Под музыку различные упражнения выполняются более правильно, ритмично, пластично, выразительно и координированно, чем по словесному указанию, дети больше следят за своей осанкой. Музыка способствует проявлению внимания и интереса к занятию, подсказывает характер движений. И само занятие становится более ярким и интересным.
Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп, общеразвивающие упражнения имеют свою структуру - поэтому для них нужно подбирать произведения определенного строения, где может потребоваться помощь музыкального руководителя.
И самое главное сначала самому инструктор должен попробовать выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости подбора музыки к НОД следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации.
Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором.
В исполнении музыкального руководителя чаще всего музыка требуется на на утренней гимнастики, если в этом есть необходимость, а на занятии в аудиозаписи. На занятии физ. инструктор может использовать музыку в маршах к праздникам, подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части используются звуки природы и звучание лирических произведений. Здесь может понадобиться помощь физ. инструктора.
Совместно с инструктором музыкальный руководитель может запланировать разучивание определенных ритмических упражнений, маршей, танцев или игр, обьединенных тематикой ДОУ.
Совместно с музыкальным руководителем можно проводить музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану. У нас в детском саду запланирован музыкально - спортивный праздник, посвященный 23 февраля.
В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий, утренней гимнастики. Поэтому введение его во всех детских учреждениях России было своего рода экспериментом. Практика показала необходимость и пользу этого начинания и одновременно помогла решить многие вопросы, связанные с методикой проведения физкультурных занятий и утренней гимнастики под музыку.
На утренней гимнастике звучание музыки определяется содержанием каждого упражнения. Так, для ходьбы переменным, приставным и торжественным шагом желательно ее ритмическое музыкальное сопровождение. При ходьбе на носках, пятках, как мышки, зайчики, лягушки, и в упражнениях на равновесие (передвижение по скамье и другим, гимнастическим снарядам) музыка, должна создавать и эмоциональный настрой. Музыкальное сопровождение требуется при легком беге (птички, бабочки, в беге с элементами подражания (лошадки). При беге с ускорением и замедлением дается музыка, имеющая в своем тексте эти оттенки.
При беге широким шагом, беге с препятствиями, с выносом ног назад, вперед, с использованием пособий (шведская стенка, плинт, бревно и т. д.) музыка не обязательна.
Такие упражнения, как прыжки через предметы (палку, веревку, обруч, проводятся без музыкального сопровождения : дети прыгают через предмет на разное расстояние, у одних прыжки получаются длиннее, у других — короче, и общий ритм нарушается.
Целый ряд упражнений из положения сидя и лежа, выполнение которых требует сильного напряжения мышц и зависит от индивидуальных особенностей физического развития каждого ребенка, чаще всего дается без музыки и без подсчета (на слова «покатились», «повернулись влево, вправо», «вверх-вниз» и т. д.). Это обычно различные прогибания из положения лежа на животе, спине, боку, поднимание и опускание ног, упражнения «колобок», «ножницы» и др.
Часто в число общеразвивающих вводятся упражнения по профилактике плоскостопия (ходьба босиком по ребристой доске, бревну, обручам и т. д.). Они не требуют единого темпа и ритма выполнения и проводятся без музыкального сопровождения.
На физкультурном занятии под музыку проводятся вводная часть, общеразвивающие упражнения, заключительная ходьба. При обучении новому движению необходим постоянный контакт воспитателя и инструктора с детьми. Действия детей разнотипны: одни выпоняют задание, другие наблюдают, готовятся к выполнению этого задания или выполняют другое. Естественно, что музыка при этом может только мешать.
Длительное время подвижные игры на физкультурных занятиях в некоторых учреждениях проводились тоже с музыкальным сопровождением. Однако наблюдения показали, что музыка в игре может быть введена лишь частично. Так, например, в игре «Ловишки», когда все дети выполняют однородное движение (бег врассыпную, музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала «лови». Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы, когда начинается бег с увертыванием и ловлей, музыка должна быть прекращена: каждый ребенок стремится увернуться от ловишки, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает.
Мелодии для утренней гимнастики и физкультурного занятия обычно подбираются бодрые, жизнерадостные, ритмичные. Каждое задание требует своего ритма.