Вера Александровна Борщёва
Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста
▼ Скачать + Заказать документы
В работе по развитию связной речи старших дошкольников я использую мнемотаблицы, которые служат дидактическим материалом на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Наряду с таблицами, в которых используются модельные схемы, я разрабатываю и сюжетные таблицы. Такие таблицы помогают старшим дошкольникам осмысленно разучить стихотворение или пересказать небольшой по объёму рассказ.
Темочки:
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Чтобы детям легче было запомнить художественный текст, я делю стихотворение на смысловые части, опираясь на ключевые слова, подбираю (рисую) соответствующую картинку, рисунок (сюжет). Вместе с детьми разбираем каждый элемент таблицы, определяем значение незнакомых слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, строим предложения, устанавливаем последовательность их изложения. Так «квадрат за квадратом» дети воспроизводят стихотворение, пересказывают небольшие стихотворные тексты, рассказы.
Важно отметить, что способность запоминать у детей зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания.
Примеры мнемотаблиц
по теме «Золотая осень»
«ОСЕНЬ»
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
Ю. Капустина
«ОСЕНЬ»
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
З. Фёдоровская
«ЛИСТОПАД»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И. Бунин
Примеры мнемотаблиц
по теме «Поздняя осень»
Поле черно - белым стало, падает то дождь, то снег.
А еще похолодало - льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь.)
«ПЕРВЫЙ СНЕГ»
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе! Я. Аким
«ДВЕ ОСЕНИ»
Уходит осень золотая,
На смену ей идет другая:
Серебряная осень.
С грустным шумом сосен,
С черными тропинками,
С голыми осинками,
С первыми снежинками,
С ночным холодком
Да с хрустящим ледком.
Основой мнемотаблиц послужили известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение;
• речь