Ирина Николаевна Бушуева
«Роль методической службы в повышении профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль методической службы в повышении профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей
Бушуева Ирина Николаевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ ЦРР – детский сад № 229 Сормовского района г. Н. Новгорода
Публикация «„Роль методической службы в повышении профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время исследователи и практики дошкольного образования отмечают, что воспитатели уделяют недостаточное внимание к вопросам речевого развития детей. Одной из причин данного факта является низкий уровень осознания значимости и глубины проблемы речевой активности. Анализ состояния речевой активности детей в дошкольных учреждениях, проведенный Т. И. Чирковой, показал, что соотношение речевой активности детей и воспитателя на занятиях составляет в лучшем случае 3:2 (где 3 – речевая активность воспитателя, 2-речевая активность детей; при норме соотношения 2:3). Такие данные убеждают в том, что в детском саду важно организовывать методическую работу, направленную на повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития детей. Качествометодической работы, на наш взгляд, определяется единством профессиональных знаний и практических умений, которые должны быть сформированы у педагогов МБДОУ.
Методическая работа в МБДОУ должна охватывать всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей, создавая условия для повышения качества образования и осуществляться вразнообразных формах и методах работы.
Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми, а именно по уровню развития речи детей. Этому способствует активизация культурной речи педагогов, развитие их ситуативного творчества в практике работы с детьми, а также вовлечение родителей в процесс обеспечения непрерывного, гармонического развития детей. Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.
АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей речевого развития детей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей и в состав входит :
* Обследование интегративных качеств и овладения умениями и навыками в области «Познание» по методике Верещагиной.
* Обследование особенностей речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.
* Проведение анкетирования воспитателей и родителей.
* Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию детей.
* Мониторинг речи родителей общения и организации совместной деятельности.
В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи работы
ПЛАНИРОВАНИЕ. Её целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:
* Планирование инновационной работы.
* Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа развития планы специалистов)
* Выбор направлений самообразования.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:
Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы.
Практический этап: Семинары, открытые и коллективные просмотры, работа творческой и экспериментальной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей.
Работа с родителями:
Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
папки – передвижки;
изготовление тематических альбомов;
анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
совместные досуговые мероприятия;
открытые просмотры;
анкетирование;
групповые собрания;
дни открытых дверей.
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный процесс с детьми. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и мониторинга
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии детей, в компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях педагогического совета или Совета Учреждения.
Рассмотрим пример практической деятельности методической службы по реализации задач повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей. Остановимся более подробно на этапе организации и проведения работы с педагогами, поскольку именно данный этап отражает специфику работы методиста в данном направлении и характеризует наиболее эффективные формы работы с педагогами.
Содержание работы
Информационный этап:
1. Консультация-беседа. Тема: «Инновационные технологии (ТРИЗ, моделирование и др.) для развития речи детей в разных возрастных группах».
2. Консультация – беседа. Тема: «Пути формирования общения с ребенком для формирования его личности и интеллекта»
3. Консультация-беседа. Тема: «Методы и приемы стимуляции речевой активности».
4. Индивидуальные консультации по запросам педагогов.
5. Обзор выставки методической литературы по развитию речи детей с аннотациями.
Практический этап:
1. Семинар - практикум. Тема: «Словарная работа в процессе ознакомления с окружающим»
2. Семинар-практикум. Тема: «Общаться с ребенком. Как?».
3. Просмотр коллективных занятий по речевому развитию детей младшего и старшего дошкольного возраста.
4. Совместная с педагогами разработка и апробация содержания инновационной работы с детьми по развитию речи и речевой активности.
5. Работа творческой и экспериментальной групп.
6. Проведение РМО, демонстрация НОД на квалификационных курсах.
7. Круглые столы по инновационной деятельности.
Контрольный этап :
1. Тематическая проверка деятельности педагогов по развитию речевой активности детей :
- особенности развития речи детей и проявление речевой активности;
-реализация комплексного подхода;
-реализация индивидуального подхода;
- применение методов инновационных технологий (ТРИЗ, моделирование, многоуровневая технология развития осознанной речевой активности детей Л. В. Красильниковой);
- содержание дидактических игр, развивающего оборудования и пособий по развитию речи детей;
- эффективность взаимодействия с семьей.
этап принятия управленческих решений :
1. Совещания при заведующем с педагогическими кадрами.
2. Медико – педагогические совещания.
2. Педсовет по теме: «Развитие речевой активности детей средствами инновационных технологий.
Таким образом, задача развития речевой активности детей средствами инновационных технологий с учетом их индивидуальных особенностей решалась через различные формы методической работы с педагогическими кадрами : от информативных и обучающих до практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.
Мониторинг этапов опытно-экспериментальной деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по речевому развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43%).
Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей является опыт воспитателей Т. В. Ивановой и И. А. Потаповой, С. А. Чудайкиной, Платоновой Н. Н., представленный на районных методических объединениях по разным видам деятельности, связанным с речевым развитием детей. Творческие находки многих педагогов МБДОУ опубликованы в печати (журналы, газеты, сборники районного, городского, регионального и российского уровня).
Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития детей и повышения компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы. Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.
Список литературы:
Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ Анализ, планирование, формы и методы. М. – 2005.
Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. - 2003.
Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М. –2004 г.
Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интегративные методы в организации педсоветов в ДОУ. СП. –2008 г.
Красильникова Л. В. Развития речевой активности детей 6-7 лет. М. 2010.