Елена Синицына
Роль духовно-нравственного воспитания в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - важный период в становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Его чувства - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства чувства чаще становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Дошкольный возраст - возраст формирования основ личности. Для того чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своём маленьком деле, видеть красоту вокруг себя. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна. Ребенок впервые открывает Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как труд, долг, честь, Родина. Формирование чувства любви и привязанности к родному дому – это первая ступень духовнонравственного воспитания. Мы осуществляем тесное взаимодействие с родителями наших воспитанников в воспитании детей, обеспечиваем открытость дошкольного образования, создаем условия, в которых родители активно принимают участие в образовательной деятельности. Воспитываем и обучаем не только детей, но и их мам, пап, бабушек и дедушек. Опыт нашей группы показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду. Совместная работа у нас строится по принципу: «Семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга» Родители помогают нам в оформлении различных выставок, участвуют в конкурсах рисунков, поделок. Начиная с первых дней посещения нашей группы, мы привлекаем родителей к образовательному процессу: проводим консультации, родительские собрания, открытые занятия, родители – активные участники, всех выставок, праздников и утренников. Привлечение семьи к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Так, в нашей группе есть двое детей из не полных семей. И когда затрагивалась тема пап, эти дети сначала это воспринимали с грустью. Оказалось,что они не знали, как зовут их отцов, где они, какое у них имя отчество. Я объясняла детям, что семьи бывают как большие, так и маленькие. Пришлось очень аккуратно и тактично беседовать с их мамами, чтобы они смогли детям объяснить, что у них тоже есть папы, и, конечно же, у этих детей есть не только имя, но и отчество. Позже дети могли спокойно отвечать на вопросы и участвовать в обсуждении. оды и вкусить их сладость! Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. Семья и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности. В. А. Сухомлинский писал: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Семья является одним из наиболее важных аспектов жизни человека, и в равной степени одним из наиболее важных факторов в определении того, как ребенок становится взрослым.