ГАЛИНА БОБРОВА
Роль дополнительного образования в реализации подхода к организации образования детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать +Заказ
Аннотация. В статье рассмотрены основные моменты, которые раскрывают важность и нужность дополнительного образования в реализации основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзия, система дополнительного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, «компенсирующий эффект».
Публикация «Роль дополнительного образования в реализации подхода к организации образования детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ, в наши дни становится все больше. Из-за увеличения количества детей увеличиваются и образовательные потребности, которые требуются для реализации их образования. Для того чтобы образование такой группы обучающихся проходило успешнее и эффективнее, в наши дни организуются многие условия : инклюзия, в рамках которой ребенок не ограждается от социума, а становится его полноценным членом; факультативные коррекционно-развивающие занятия, с помощью которых ребенок может восполнять пробелы в знаниях в индивидуальном порядке; последнее- развитая система дополнительного образования, о которой и пойдет речь в моей статье.
Чтобы выявить необходимость дополнительного образования для детей с ОВЗ, следует отметить, что в группу детей с ОВЗ входят дети с самыми различными нарушениями: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Для каждой категории детей одинаково важно реализовывать достаточно развитые навыки через различного рода занятия, что организуется как раз в системе дополнительного образования.
Учеными, исследующими различные поражения и отклонения в развитии человека, давно доказано, что человек, лишающийся какой-либо из функций, либо в случае недостаточного развития той функции, обладает неким «компенсирующим эффектом», когда остальные органы познания работают на некий процент выше, чем у людей с достаточным развитием всех органов познания. Этот «компенсирующий эффект» важно выявить у ребенка, а в дальнейшем- развить и приумножить.
Так, ребенок с нарушенным зрением может с легкостью заниматься музыкой, проявляя при этом огромный интерес к этому занятию. Ребенок, страдающий расстройствами в сфере эмоций, может с легкость заниматься компьютерными технологиями и различного рода робототехникой.
В нашем городе для детей, имеющих различные аномалии в развитии, создано множество инклюзивных кружков, студий и частных организаций, где они, помимо получения дополнительного образования, могут взаимодействовать с социумом, не чувствуя себя «не такими». Детей с ОВЗ учат шить, работать с компьютерами, конструировать, играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и многому другому. Ребенок с расстройствами, посещая подобные занятия, еще и учится направлять свою энергию в нужное русло. Например, в саду № 45 проводятся различные коррекционно-развивающие занятия для детей, требующих коррекции поведения и развития каких-либо психических процессов. На занятиях дети выполняют различные упражнения на развитие памяти, мышления, внимания и др., играют в игры, которые помогают направить энергию в нужное русло.
Таким образом, дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья играет большую роль. Обязательное условие получения данного вида образования- инклюзия, в рамках которой ребенок и учится тому, что ему интересно. Важно выявить наклонности ребенка и вовремя «направить» его по нужному пути дополнительных занятий, только тогда важность дополнительного образования будет оправданной.