Получи документы

Роль дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

наталья немкова
Роль дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игра, является уникальной социальной практикой ребёнка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой - элементом системы воспитания, с помощью которой решают многие задачи воспитательно - образовательной работы в ДОУ.

Игра является действенным средством познавательного, социального, физического и психического развития, формирования у ребёнка основ общечеловеческой культуры.

Публикация «Роль дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Общеизвестно из "народной педагогики", что "недоигравший ребёнок" быстро теряет интерес к учёбе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребёнка любознательности, стремления к получению новых знаний. В играх с правилами, дидактических и подвижных происходит развитие произвольного поведения детей. Ребёнок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребёнка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда они начинают оценивать свои и чужие поступки.

Современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнять её смыслом. Дошкольный возраст - оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно - ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно - ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры- забавы, развлечения.

Игры с правилами - к ним относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами сп

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования : они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, дети выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровые действия, игровые правила.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие слухового восприятия и т. д., на уточнение знаний, умений, навыков и представлений (например,умение выделять признаки предметов).

Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия).

Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (подбирают картинки, загадывают загадки).

Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия (загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате).

Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.

Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяется программой. Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).

Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. воспитатель должен своевременно планировать игру, определить её место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков, провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи, темп игры.

Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном развитии детей. В раннем детстве ребёнок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущений в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учиться анализировать, сравнивать. обобщать предметы. Основной формой обучения выступают игры - занятия, в основе которых лежат дидактические игры.

В науке нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра : средством, формой, методом или видом деятельности. Главное состоит в том, какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.

У детей в возрасте 6- 7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. На смену непроизвольно- произвольному приходит произвольное поведение. Ребёнок начинает осознавать себя членом общества взрослых.

В старшем дошкольном возрасте интеллектуальная активность эффективно развивается в играх с правилами. Особенность дидактической игры состоит в том, что старшие дошкольники будут играть в неё, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей. Тогда появится усидчивость, некоторая сдержанность в выполнении игровых действий.

В играх дети подготовительной группы стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, даётся оценка работы команд. Коллективный характер творчества, проявляющийся в коллективной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать чужое мнение, просить совета, помощи. Результат совместной работы значительно превышает потенциальные возможности каждого участника.

В играх детей подготовительной группы значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает им в виде карт, чертежей, рисунков, схем- наглядных пространственных моделей. В процессе работы с моделями дети усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых моделей. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения. Воспитатель варьирует задания, а дети проявляют всё большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые для них роли.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Изготовление и организация дидактической игры «Отвечай быстро» для детей старшего дошкольного возрастаИзготовление и организация дидактической игры «Отвечай быстро» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами, как изготовить и организовать словесно - дидактическую игру «Отвечай быстро». (Г. С. Швайко «.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Судоку»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Судоку» Дидактическая игра для детей старшего возраста «Судоку» Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления;.

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» Дидактическая игра «Семейный бюджет» Возрастная категория: 5-7 лет Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи. Задачи: • Закрепить.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 августа 2023 в 15:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем наталья немкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД