Любовь Астапова
Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности
Тема: «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
В современном мире обучение детей безопасному поведению в быту, в природе, в социуме становится достаточно актуальной проблемой. Все мы педагоги, родители пытаемся ответить на вопрос: Как обеспечить безопасность наших детей? Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент. Одним из направлений работы детского сада по ОБЖ является обучение дошкольников пожарной безопасности. Значительные результаты в этой работе достигаются при помощи детской литературы. В своей работе в качестве произведений, которые помогают дошкольникам в усвоении правил пожарной безопасности я использовала такие как, «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова, «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в доме» Б. Житкова. Так проводя занятие по ознакомлению с таким детским произведением как «Кошкин дом» С. Я. Маршака, дети узнавали не только новые слова, связанные с бытом, но и формировали представление о пользе и вреде огня, развивали умение правильно относиться к опасным предметам, воспитывали чувство осторожности и самосохранения. Данное произведение позволило детям понять, чем опасен пожар? От чего может возникнуть пожар? Каковы его последствия.
Публикация «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пожарная безопасность
- Темочки
В конце мы сделали вывод о том, что, если дети стали свидетелями возгорания или пожара надо вызывать пожарных по телефону «01» или по единому телефону службы спасенья «112». Следующим произведением, которое мы рассмотрели в ходе ознакомления детей, с правилами пожарной безопасности стало произведение «Путаница» К. И. Чуковского. В ходе усвоения данного произведения дети продолжили формировать понятие «пожарная безопасность». Мы с ребятами прошлись по причинам пожара. Закрепили определение, что спички детям не игрушка. В ходе изучения данного произведения мы совместно с детьми рассматривали способы тушения пожара. В конце мы сделали вывод о том, чтобы не возник пожар маленьким детям нельзя брать в руки спички. Не маловажное произведение, направленное на усвоение дошкольниками правил пожарной безопасности стало «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова. В ходе ознакомления с ним дети знакомились с новым для себя понятием – профессией пожарного, закрепляли умение осмотрительно относиться к потенциально опасным для человека и окружающего мира предметам и ситуациям. Познакомились с элементами экипировки пожарного - «золотой каской», которая будет защищать его во время тушения пожара. Узнали без чего ещё пожарный не может обойтись, если возникнет пожар (без специальной одежды, воды, лестницы). При ознакомлении с такими произведениями Л. Н. Толстого как «Пожар», «Пожарные собаки» мы закрепили порядок поведения детей во время пожара. Таким образом, каждое рассмотренное нами произведение несло определенную информацию и играло определенную роль в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности. Так при ознакомлении с произведением «Кошкин дом» С. Я. Марш дети воспринимали информацию о последствиях пожара; «Путаница» К. И. Чуковского помогла осознать о возможных неприятностях связанных с неаккуратным обращением с огнем и способами его тушения, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова и «Пожарные собаки» Л. Н. Толстого помогли детям составить алгоритм действия при пожаре.
В старшем дошкольном возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает иллюстрации. У детей уже значительно развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. Таким образом, чтение детской художественной литературы, прививает детям навыки осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения правил пожарной безопасности.