Виктория Буханцева
Роль чистоговорок в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи происходит у всех детей неодинаково : у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых.
Поэтому необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чистоговорки
- Темочки
Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
В чем значение использования чистоговорок в развитии речи детей дошкольного возраста?
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предлагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
Чистоговорки помогают снять эмоциональное напряжение;
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Каковы приемы работы с чистоговоркой? Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.
Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками одновременно нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией;
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения.
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
- добавляем слог с определё нным звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са). и т. д.
-прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом) :
Са-са-са – … (каша, коза, коса? Са-са-са – коса.
-повторяем без ошибок:
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
-поменяем звуки:
«л» на «р» : Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
- изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
4. Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия) :
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора
5. Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки) :
Са-са-са – хитрая, рыжая? Са-са-са – это лиса.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки) :
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе, на столе, под столом юла
-называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
-называем слова «ласково» :
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
6. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. и т. д.
7. Интонационное выделение слова в чистоговорке.
Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ
ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
8. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.
Цель: развивать фонематический слух.
ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА
9. Инсценировка чистоговорки.
Цель: закрепление четкого произношения звуков.
Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее: ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).
10. Закончи чистоговорку.
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА (ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)
11. Прием «ЭХО»
Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах
ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.
ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?
12. Проговори и прохлопай.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ
13. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА
14. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА
15. Скажи, какой или какая?
Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.
Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?
Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д
16. Составь чистоговорку по картинке.
Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.
Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать чистоговорку :
ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.
ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.
17. Посчитай.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.
АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.
ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ
18. Выложи фишками.
Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить. Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.
ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО