Регина Орлова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Роль человека в природе Севера»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Роль человека в природе Севера»
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры воспитанников на примере ознакомления с Красной книгой родного региона.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную книгу ХМАО;
- дать представление о назначении заповедников;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Роль человека в природе Севера“» размещена в разделах
- расширить представление о роли человека в природе.
Развивающие:
- развивать воображение;
- развивать логическое мышление, память;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карточки с изображением действий человека в природе, альбом с изображением животных и растений Красной книги ХМАО, листы А4, заготовки для изготовления табличек.
Ход:
Воспитатель:
Воспитатель собирает детей в круг.
Воспитатель: Ребята, как же светло в нашей группе! Это от того, что здесь собрались самые светлые и добрые люди – мы с вами! Как ваше настроение? Давайте посмотрим друг на друга и подарим самые теплые и искренние улыбки! От улыбок друзей наше настроение стало еще лучше!
Дети рассаживаются по местам, стучат в дверь и вносят письмо, воспитатель зачитывает его.
Здравствуйте, ребята!
Пишут вам ученые - экологи Ханты – мансийского округа. Мы очень обеспокоены состоянием нашей экологии и просим вас ознакомиться с Красной книгой растений и животных. Просьба относиться к ним бережно и помочь нам принять меры по их защите.
Воспитатель: Ребята, а что такое Красная книга? (предположения детей) Это особенная книга. В ней собраны все растения и животные Ханты – Мансийского округа, находящиеся под охраной.
Ребята, как вы считаете, а зачем охранять растения и животных? (предположения детей).
Вы правы! Некоторые растения и животные находятся на грани вымирания и рискуют исчезнуть с лица Земли. Причины тому разные, но в большинстве случаев виноват сам человек, который срывает цветы без видимой причины, убивает животных из-за их меха, вырубает леса, лишая некоторых животных места их существования, загрязняет окружающую среду.
Давайте полистаем книгу.
(воспитатель демонстрирует детям альбом с изображением животных)
Видите, ребята, как много животных и птиц находятся на грани вымирания. А кто может их спасти? Конечно, человек.
Чтобы спасти животных, человек создает специальные заповедники. Вы знакомы с этим понятием? Заповедники – это участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. То есть животные остаются жить на своем месте, но их тщательно оберегает человек. В этих местах запрещена охота, эта территория охраняется государством и за нарушение правил, существующих здесь, человек несет наказание. Эту зону люди могут посетить во время экскурсий, где они знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
Знаете ли вы, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? Эта профессия - охотовед. Он ведёт учёт численности животных, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц, проживающих на территории заповедника. На территории ХМАО тоже имеются заповедники: «Юганский» и «Малая Сосьва».
Ребята, что-то мы засиделись, давайте разомнемся.
(проводится физминутка)
Раз - подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на стул тихонько сесть.
Ребята, экологи просили нас о помощи, как вы думаете, что мы может сделать полезного для охраны природы? (предположения детей)
Вы правы! Мы должны оповестить население нашего края о необходимости бережно хранить то, что подарила нам природа : не рвать цветы и травы, не убивать животных и насекомых, не разорять гнезда птиц, не уничтожать без повода насекомых и не вырубать леса. Для этого мы сделаем таблички, которые будут напоминать людям о том, что именно человек должен охранять природу и заботиться о ее состоянии.
Но для начала, ребята, помогите выбрать те, действия, которые человеку можно и нельзя совершать по отношению к природе.
Д/и «Можно и нельзя»
(дети распределяют карточки, предложенные воспитателем, на зеленое (можно) и красное (нельзя) игровое поле)
Ребята, а теперь из тех карточек, что лежат на красном игровом поле, сделаем таблички. Наклеим на них красный круг с чертой и прикрепим на основу с палочкой.
Эти таблички мы отправим ученым – экологам, они разместят их в тех местах, где это особенно необходимо. И тогда природа Севера скажет вам «спасибо». Помните, где бы вы ни жили – в маленьком поселении или большом городе, вы - часть природы.
Ребята, а давайте заведем в нашей группе свою Красную книгу ХМАО?
(дети с воспитателем вклеивают на листы А4 изображения животных, собирают в папку, впоследствии воспитатель подписывает названия животных и растений и использует в дальнейшей работе с детьми)
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что нового вы узнали?
Для чего нужна Красная книга?
Как человек влияет на природу? В какой ситуации человек природе друг, а в какой – враг?
Ребята, а вы друзья или враги природе?
Спасибо за работу, помните, что в наших силах сохранить природу нашего края!
Список информационных ресурсов:
Методическая литература:
1. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
Электронные ресурсы:
1. https://zoogalaktika.ru/photos/red-data-book-region/red-data-book-uralskij/red-data-book-hmao#glava1