Новикова Татьяна
Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду
Большое значение для активного отдыха детей на занятии и повышении работоспособности детей отводится физминуткам. В дошкольном возрасте продолжаются процессы формирования мышц кисти, пальцев и окостенения фалангов пальцев. Мышцы ребенка поддерживающие ребенка. находятся в состоянии длительного статического напряжения. Такое состояние часто приводит к общему утомлению дошкольников. При этом ухудшается память,.внимание, работоспособность, снижается эффективность занятия. Для того чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление разных групп мышц. (шея, пояса плечевого,конечностей, корпуса).Эти упражнения могут выполняться на рабочем месте. Использование в группе на занятии упражнений повышенной интенсивности (прыжков, наклонов, выпадов. бросков нецелесообразно). С одной стороны это нарушает гигиенические условия обучения в группе. а с другой стороны, приводит к дополнительному утомлению детей. Физкультурные минутки –это форма двигательной нагрузки должна использоваться всеми воспитателями,во всех возрастных группах. Время начала физ. минутки определяется самим воспитателем. т. е при проявлении первых признаков утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, снижение работоспособности и т. д Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить зффективность занятия можно включением в структуру двигательных упражнений средней интенсивности. Для учащихся особое внимание следует уделять упражнениям для кистей рук (театр в руке) Это обуславливается процессами формирования кисти у старших дошкольников для которых чрезмерные нагрузки (непрерывное письмо) не желательно. Для снятия статического напряжения,вызванного длительным поддержанием рабочей позы за столом, выполняются упражнения подтягивания. разведение плеч. поднимание головы. вращение головой, наклоны и полунаклоны. выпрямление ног. дыхательная гимнастика
Для профилактики близорукости и замедление ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз-офтальмотренажер. Согласно разным теориям одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные длительные нагрузки Близорукость у детей по мнению разных авторов являются вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Упражнение для глаз предусматривает движение глазного яблока по всем направлениям
Длительность физ. минуток обычно составляет 1-2 минуты и включает комплекс 4-5 упражнений. Например при выполнении упражнений для кистей рук можно одновременно с ними выполнять гимнастику для глаз. фиксируя взгляд на кисти
При проведении физ. минутки возможны следующие ошибки; выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений. подбор упражнений без учета вида деятельности на занятии. увеличение или уменьшение продолжительности упражнений
Пальчиковые физминутки ;»Рука-это вышедший наружу мозг человека»(И. Кант)
Ребенок только родился и уже осуществляет хватательные движения. т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Специалистами доказано –ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладеванию навыками речи ускоряет ее развитие на 3-4 недели уже в первом полугодии второго года жизни Таким образом,двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному использованию. Как правило комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами. воспитателями. муз. руководителями, психологами
Разминка на физминутках (3-4 упр) начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо,предплечье) поскольку на занятии, как правило,устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагается махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Дальше следует разминка пальцев. Она начинается с хватательных движений-сжать пальцы в кулак, разжать. Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения, сначало с несложным движением (пальчики здороваются или коготки, далее в сочетании с самомассажем кисти)На достаточно сдожных занятиях,к оторые требуют высокой умственной активности детей,используются пальчиковые упражнения из серии «гимнастика мозга»
На занятиях по развитию речи, обучению грамоте, а также в логоледии очень много используется пальчиковая гимнастика, она повышает тонус коры головного мозга, а также помогает согласовывать работу понятийного и двигательного центров речи: «В гости» «Капуста» «Рыбка» «Замок» «Каждый пальчик-ловкий мальчик» «Здравствуй пальчик-старший брат»
Также на этих занятиях используются физминутки на снятие напряжения мышц шеи, плеч а также конечностей ;»Ноги и пятки просят физзарядки», «Ветер дует», «Кузнечик», «Птицы»
Для снятия зрительного напряжения на занятиях изодеятельности, математики, развитии речи обучение грамоте (работа в тетрадях) используют физминутки для глаз»Филин», «Метелки», «Жмурки»
Для снятия напряжения с шеиной группы мышц используются такие упражнения как «Маятник» ,«Оглянись», «Китайский болванчик»
Приложение
Пальчиковая гимнастика
«Мы катались (указательный)
На коленях (средний)
Нас кружили (безымянный)
Карусели (мизинец)
Мы устади,мы устали (большой пальчик обниму)
Ох (руки на
колени)
«Дятел,Дятел» (указательный)
Тук, Тук, Тук (средний)
Эй приятель (безымянный)
Я не жук (мизинец)
Ты не жук (указательными двумя пальцами вперед)
Тогда пока (помахать рукой)
Но похож ты на жука (погразить указательным)
«Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее»
Вверх и вниз,
вверх и вниз (движенние головой вверх и вниз)
Вправо,влево (поворот головы)
Посмотри как королева
Покивать по сторонам (наклон головы к плечам)
Нужно нам,так нужно нам
Головою покрутить (вращение головой)
Не забыть, не забыть
И Незнайками побыть (пожимание плечами)
Плечи вверх и опустить
И плечами повращать (вращение вперед и назад)
Нужно плечики размять
Вперед-назад, вперед-назад
И все опять пойдут назад
Дыхательные упражнения
«Маятник»
Покачивание головой вперед и назад
«Китайский болванчик»
Покачивание головой вправо и влево
«Оглянись»
Повороты туловища вправо-влево
Гимнастика для глаз
«Филин»
Закрыть глаза и держать счет1-4. Широко открыть глаза,посмотреть вдаль и держать на счет1-6.
Упражнение повторяется4-5раз
«Далеко-близко»
Смотрим в окно,ведущий называет сначало удаленный предмет,а через 2-3секунды предмет,расположенный близко. Дети стараются отыскать предметы, которые назвал ведуший
Упражнение повторяется 6-8 раз
«Динамические упражнения
«Любопытный нос»
Выполнять движение головой,двигаясь о кончика носа в направлении вперед-назад,сверху вниз,вправо-влево Затем возможно последовательное включение других участков тела (плечей,грудной клетки)
Упражнение выполнять 15-20 секунд.