Ольга Мальгина
Экологический проект «Родники»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родники»
Мальгина О. Н. - воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ Октябрьский детский сад.
«Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём»
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (апрель-май).
Публикация «Экологический проект „Родники“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Родник. Все о родниках для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Участники: дети и родители подготовительной группы, педагог.
Актуальность проекта :
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Актуальность данного проекта состоит в том, что он способствует привлечению детей, к сохранению уголка природы родного края. Родник – маленькое чудо. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины в целом. Недаром у слов «Родина» и «Родник» общий корень. Родники называют алмазными бусинками России.
Что же такое родник? Это небольшая струя воды, выбивающая из- под земли. Сама родная земля – матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе холодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. А прохожий всегда мог попить ледяной водицы из ковша, оставленного у родника. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой, в мороз не заболеешь, наоборот – силы и здоровья прибавится. А нужно для родника немного – колодец или домик, чтобы не осыпалась земля, и не падал мусор сверху. Ведь это не просто колодец, а родник. Недалеко от поселка люди пользуются родниками, следят за его чистотой. Помочь роднику – значит помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства, наши богатства.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
В настоящее время проектная деятельность—одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, будут исследовать, экспериментировать, проводить разные опыты. А также проектный метод позволит объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.
Гипотеза.
Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
Цель проекта.
Формирование у детей гуманных чувств, бережного отношения к природным ресурсам родного края, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи:
• Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – родниках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением, которые необходимо решать на современном этапе. Ознакомить детей с родниками, расположенными в поселке, их целебными свойствами. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
• Развивать творческие способности, исследовательские навыки в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
• Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
• Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.).
• Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Инте грация ОО. :
«Познавательное развитие».
«Речевое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
«Художественно-эстетическое развитие».
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
II этап – основной (практический).
III этап – заключительный.
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о родниках.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
I. Игровая деятельность:
1. Дидактические игры:
«Отвечай быстро», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», «Что происходит в природе?», «Да или нет?», «Хорошоо - плхо».
2. Подвижные игры:
«Ручеек», «Ходят капельки по кругу», «Мы – водные животные».
3. Речевая игра «Вода – это…».
II. Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира.
Занятия:
-«Волшебный мир воды».
- «С чего начинается река».
-Экскурсия на родник, наблюдение как зарождается родник. (приложение№3)
Опытно-исследовательская деятельность:
- Опыты и эксперименты с водой.
-Ознакомить с простейшим способом очистки воды.
-Рассматривание капелек воды через лупу.
III. Беседы.
-«Родник, его целебные свойства»
-«Какие свойства воды ты знаешь?»
- «Чистая вода нужна всем и всегда»
IV. Решение проблемной ситуации.
-Постановка проблемы: путешествуя с Капелькой, узнать о родниках нашего края.
V. Наблюдение за родником.
- Наблюдение: внешний вид, строение, где находятся.
VI. Трудовая деятельность.
- Проведение акции «Живи, родник, живи!»
VII. Коммуникация.
Чтение художественной литературы:
Н. А. Рыжовой: «История одного пруда», «Жила-была Река», «Как люди речку обидели», Г. - Х. Андерсен «Русалочка», К. Чуковский «Мойдодыр», Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде «Путешествие Капельки»
Отгадывание загадок о родниках (составить картотеку загадок)
VIII. Творческое рассказывание.
«Волшебница - водица» - составление рассказов о воде.
IX. Художественное творчество:
-Рисование «Родники нашего парка».
X. Музыкально – художественная деятельность
- Слушание муз. произведения «Времена года» П. И Чайковский.
- Слушание муз. произведений «Шум воды», «Журчание родника».
XI. Работа с родителями.
Совместная деятельность с родителями
- Посещение с ребенком библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
- Сбор материала о родниках.
- Организация экскурсий на родники.
-Оформление сборника сказок о родниках и ручейках детей и родителей.
III этап – заключительный.
Заключительный этап.
• Оформление результата проекта в виде презентации.
• Фотовыставка «Наша семья на роднике» (родители, дети).
• Сборник сказок о родниках (родители, дети).
• Оформить выставку рисунков «Родники нашего парка».
• Папка – передвижка «Этика поведения около водоемов», «Живи, родник, живи!».
Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Содержание работы:
• оформление уголка книги (подбор книг о родниках);
• оформление картотеки загадок; (приложение№2)
• создание фотовыставки «Наша семья на роднике».
• оформление выставки рисунков «Родники нашего парка».
Конкретные ожидаемые результаты.
• Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.