Володина Татьяна Анатольевна
Родительская компетентность в воспитании детей 3–4 лет: основные проблемы и направления их решения
▼ Скачать + Заказать документы
В России 2024 год объявлен годом семьи. Но проблемы семейного воспитания дошкольников и их решение всегда были включены в целевой раздел образовательных программ дошкольных образовательных организаций (ДОО). Только согласование усилий родителей и педагогов будет способствовать эффективному решению задач воспитания детей. Для этого необходимо развивать родительскую компетентность по всем направлениям развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Родительская компетентность в воспитании детей 3–4 лет: основные проблемы и направления их решения» размещена в разделах
На уровне государства определено в «Законе об образовании РФ» в статье 18, что «родители – это первые педагоги. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем детском возрасте» [1]. Ежедневно родители передают ребенку свой опыт жизни ребёнку, влияют на его характер, на его отношения с окружающими людьми. Поэтому важно, чтобы родители были компетентны в вопросах воспитания.
Понятие родительской компетентности активно исследуется в педагогике. Рассмотрим несколько концепций в определении сущности этого понятия и выделении его структурных компонентов.
Одни авторы (2009, Горбачева) подчеркивают социальный аспект родительской компетентности, что выражается в «ответственности за детей, их физическое и моральное благополучие», «благополучии ребенка в семье и его адаптированности в социуме» [3, с. 276–283], О. О. Андронникова, М. А. Евдокимова: родительская компетентность включает способность родителей организовать для ребёнка семейную социально-педагогическую среду, в которой будет происходить формирование социальных навыков. Авторов объединяет, что развитие родительской компетентности будет способствовать успешной социализации ребенка в современном обществе [2].
Другая группа исследователей (В. В. Селина, 2009, М. В. Анашкина, Д. В. Оноприенко, 2021) рассматривают понятие «родительская компетентность» с позиций системного подхода и выделяют ее компоненты : «совокупность личностно-деятельностных характеристик: готовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, использовать разнообразные способы сотрудничества с малышом в предметной деятельности» [6, с. 200]; «понятие комплексное, в котором условно можно выделить три наиболее крупные группы компетенций : инструментальные (знания, навыки и умения, необходимые для обеспечения наиболее эффективного физического и психологического взаимодействия родителя и ребенка; межличностные (знаниями, умениями и навыками, необходимыми для построения и поддержания родителями межличностных взаимоотношений в семье); системные (умение родителей управлять собственными психофизическими состояниями.» [1, с. 158].
Анализ авторский концепций позволяет выделить в качестве структурных компонентов, необходимых для развития родительской компетентности в воспитании детей 3–4 лет : мотивационный (стремление к развитию компетентности в области воспитания детей); когнитивный (знания особенностей психофизиологического развития детей этого возраста); операционально-деятельностный (владение методами и приемами воспитания, умениями выстраивать коммуникации с детьми); рефлексивный (осознание своих затруднений и успехов в воспитании детей).
В ФГОС дошкольного образования одним из требований к условиям реализации образовательной программы является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (раздел I, п. 1.6., пп. 9) [7].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на развитие родительской компетентности влияет, прежде всего, «собственное детство, опыт пребывания в родительской семье, взаимодействия взрослых и детей в ней» [2, с. 276–283]. Важным фактором развития родительской компетентности подчеркивает известный психолог Р. В. Овчарова является наличие таких способностей: «не переносить чувство страха и вины на своего ребенка, … готовность видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять, … понимать, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться» [5, с. 496].
В соответствии с концепцией М. Бродвелла «Лестница развития компетентности» выделяются стадии компетенции [9] :
1 – «родитель не осознает, что его педагогическое взаимодействие с ребенком гарантирует негативный результат в будущем»;
2 – «осознанная некомпетентность» родителей в области воспитания;
3 – «осознанная компетентность», «потребность в самообразовании по воспитательным моментам»;
4 – «неосознанная компетентность», «правильное выполнение родителями воспитательных моментов становится автоматическим и привычным» [9].
В соответствии с этими идеями Е. В. Горлова выделяет два направления развития родительской компетентности в воспитании дошкольников : первое – это анализ собственного опыта детства, второе - осознание новой роли в воспитании своего ребенка и развитие педагогической компетентности.
Для организации анализа своего опыты необходимо провести диагностику развития компонентов родительской компетентности.
С этой целью было проведено эмпирическое исследование развития родительской компетентности на базе МБДОУ «Детский сад «Иртышский» Омского Муниципального района Омской области. В нем были задействованы родители группы детей младшего дошкольного возраста в количестве 25 человек.
Для диагностики когнитивного и операционально-деятельностного компонента мы использовали методику «Диагностика знания психофизиологических особенностей детей 3–4 лет, владение методами и приемами воспитания, умениями выстраивать коммуникации с детьми» Т. Ю. Андрущенко и
Г. М. Шашловой. Результаты показали высокий уровень у 40% родителей, у них прослеживается понимание всех аспектов воспитания детей младшего дошкольного возраста, они умеют применять эти знания на практике; 32% испытуемых понимают психофизиологические особенности своих детей, но иногда допускают ошибки в их формулировании, называют методы воспитания и построения коммуникации с ними, но не всегда применяют их на практике; 28% родителей показали низкий уровень знаний в области формулирования психофизиологических особенностей детей 3–4 лет и методов воспитания, умений выстраивать коммуникации. Результаты показывают, что родителя, в основном, владеют информацией об особенностях развития детей, это объясняется ее доступностью в интернете.
Диагностика мотивационного компонента проводилась с использованием методики И. В. Пилатовой «Потребность к развитию компетентности в области воспитания детей младшего дошкольного возраста». 28% родителей демонстрируют высокий уровень потребности в саморазвитии и самообразовании, совершенствовании своих умений в области воспитания детей. Средний уровень потребности в совершенствовании знаний в области воспитания детей продемонстрировали 32% родителей, у этих обследуемых есть потенциал для дальнейшего развития компетентности. Настораживает, что для 40% родителей, участников исследования, характерен низкий уровень потребности в получении знаний в области воспитания детей младшего дошкольного возраста. Эта тенденция распространена среди молодых родителей и требует серьезного внимания со стороны педагогов ДОО, что объясняется доступностью информационных источников в любой момент возникновения проблемной ситуации.
Результаты диагностики по методике Г. И. Драгуновой «Способность осознавать затруднения и успехи в воспитании детей», показали, что на высоком уровне развита способность осознавать затруднения и успехи у 28% обследуемых родителей, они могут анализировать свой опыт воспитания и
проблемы в нем, критически относится к своим воспитательным действиям, в основном это родители замативированные на процесс самообразования. 40% родителей показали средний уровень развития рефлексивного компонента. Они не всегда критично осознают свои проблемы в области воспитания младших дошкольников, но готовы применять теоретические знания на практике. 32% родителей имеют низкий уровень способностей осознавать затруднения и успехи в воспитании детей. Они не заинтересованы рефлексировать по поводу проблем в воспитании детей, считают, что им достаточно базовых знаний и умений в данной области.
Способности применять теоретические знания на практике ограничены, у них недостаточно развито критическое мышление.
Второе направление развития родительской компетентности – решение проблем в сформированности ее компонентов. С этой целью проектируется практическая работа с родителями, включающая обучающие игры и тренинги, направленные на формирование теоретических знаний и применение
их на практике с учетом индивидуальных потребностей и особенностей своего ребенка. Для развития компонентов родительской компетентности были выбраны следующие игровые и тренинговые формы: когнитивного и операционально деятельностного – игры «Маленькие учителя» и «Ролевые модели», тренинг «Развиваем компетентность воспитания»; рефлексивного – игры «Поднимаясь через трудности» «Твои достижения», тренинг «Достижения в воспитании». Участие родителей в этих мероприятиях способствовало развитию и мотивационного компонента, потребности в самосовершенствовании в вопросах воспитания детей. Дополнительно могут проводиться индивидуальные и групповые консультации для педагогов ДОО по работе с родителями по заявленной проблеме.
Таким образом, на основе анализа сформировавшего опыта родителей в воспитании младших дошкольников, решение выявленных проблем организуется по двум направлениям, в соответствии с которыми педагог определяет методы и формы для развития всех компонентов развития родительской компетентности в воспитании детей 3–4 лет, стать родителям успешными и уверенными воспитателями своих детей и создаст благоприятные условия для их социализации.
Список литературы:
1. Анашкина М. В., Оноприенко Д. В. Проблемы формирования родительской компетентности на современном
этапе развития информационного общества // Гуманитарные науки. – 2021. – № 3 (55). – С. 155-160. – URL :
2. Андронникова О. О., Евдокимова М. А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского
государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 77–84. DOI : https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-77-84.
3. Горбачева В. И. Родительская компетентность как социальная проблема // Вестник РГГУ. Серия: Философия.
Социология. Искусствоведение. – 2009. – № 2. – С. 276–283.
4. Горлова Е. Л. Родительская компетентность : подходы к изучению и развитию // Вестник РГГУ. Серия: Психология, педагогика, образование. – 2010. – № 17 (60). – С. 214–224.
5. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М. : Московский психологосоциальный институт, 2011. – 496 с.
6. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дисс. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2009. – 188 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] //
Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ ( дата обращения: 15.05.2024).
9. Broadwell M.M. Teaching For Learning (XVI.) // The Gospel Guardian. 1969, February 20. Vol. 20(41). P. 1–3a.