Екатерина Кондратенко
Консультация для родителей о воспитании девочек и мальчиков
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, мультимедиапроектор, экран, библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков, игрушки.
Публикация «Консультация для родителей о воспитании девочек и мальчиков» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Консультации для родителей
- Темочки
Ход собрания
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о воспитании детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. И тема родительского собрания звучит так : "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, формирует правильное понимание взаимоотношений между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Актуальность проблемы состоит в то, что в настоящее время наблюдается маскулинизация женщин и феминизация мужчин, другими словами трудно разобрать, где сильный пол, а где - слабый.
«цветок дружбы»
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Перечисляются положительные качества, и соединяются лепестки с серединкой. Когда цветок собран, все аплодируют друг другу.
Дошкольный возраст важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.
Задание - "Девочки это :, мальчики - это :".
Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это :, мальчики должны быть :; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть :". И некоторые зачитать….
Везде отмечается более раннее развитие девочек. Многие исследования критикуются, но считается достоверно установленным, что в дошкольном детстве девочки быстрей развиваются, чем мальчики. Особенно это заметно в вербальных способностях, но зато мальчики сильнее девочек в визуализации и пространственной ориентации.
Мальчики более агрессивны, но у них лучше математические способности, чем у девочек. Девочки дошкольного возраста хорошо социализируются, но они более внушаемы, чем мальчики.
Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, а мальчики – с более сложными познавательными. Считается, что на девочек больше влияет наследственность, на мальчиков окружающая социальная среда.
Восприятие также отличается. У девочек лучше развито слуховое, у мальчиков лучше развито зрительное восприятие. Обратите внимание, что большинство специалистов считают, что полученные выше изложенные данные о различии девочек и мальчиков в большинстве своём должны использоваться родителями и педагогами в процессе обучения, общения и в методах гендерного воспитания. На своих занятиях, мы используем и словесное объяснение, и наглядные пособия, иллюстрации.
Семья для ребенка - это целый мир. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.
Сейчас хотелось бы, поговорить о взаимоотношениях родителей и детей :
Отец и сыновья. Положительный воспитательный эффект наступает тогда, когда между сыном и отцом есть эмоциональная связь. Отсутствие отцовского влияния на мальчиков трудно чем-либо компенсировать. Отцы немало могут сделать, если будут’ помнить, что мальчик - это будущий муж и отец.
Папа учит сына проявлять теплые чувства и заботу : о маме; сестре, бабушке. Именно отец может и должен воспитывать в сыне чуткость : учить не обижать, и не обижаться, не предавать, не делать больно, вести себя достойно мужчины
Отец и дочери. Формированию половой роли дочерей отец помогает, выступая как, представитель противоположного пола. Большинство отцов относятся к дочерям долее мягко и не особо настаивают на их самостоятельности, перекладывая, таким образом, воспитание девочки в материнские руки. Чаще папа восхищается дочкой и не видит их недостатков. отец помогает формированию в дочери женского начала.
Мама, и сын. Чаще всего у них очень тесная психологическая и эмоциональная связь. Мама склонна защищать своего мальчика от любых «нападок.» (даже от строгих требований отца) - вне зависимости от того, справедливы они или нет. Для мамы её сын - самый лучший, самый умный, самый красивый, добрый и. самый, самый, самый.
Строгость отца компенсируется мягкостью матери и ребёнок развивается гармонично. Если мать эмоционально холодна, не проявляет чувств к своему ребенку, то ребёнок пытается любыми способами привлечь её внимание - капризами, плаксивостью, агрессивностью, кривлянием и т. п.
Если же, наоборот; возникает - гиперопека и мама «топит» ребёнка в своей заботе и любви, то вырастает женоподобный, инфантильный мальчик, «маменькин сынок», который более комфортно чувствует себя в женском обществе, не способный на решительные действия и принятие самостоятельных решений.
Мама и дочь. Мамы относятся к дочерям более требовательно, чем папы. Женская роль в семье и обществе более четкая, ясная, поэтому и ориентиры даются соответствующие - приобщение к ведению домашнего хозяйства, подготовка к роли матери, жены и т. п. Да и девочки лучше социализируются в нашем обществе и поэтому у них меньше проблем с поведением и самоопределением.
Ребёнку для гармоничного развития его личности необходимы и мать, и отец в равной, степени.
Значение отца в формировании половой роли детей обеих полов очень велико. Поскольку отец чаще оценивает детей и действует более решительно, то дети как бы более чувствительны по отношению к отцу. Они относятся с большим вниманием к тому, что он говорит и что он делает, чаще прислушиваются к его замечаниям и следуют рекомендациям. Уважаемые папы подавайте своим деткам только правильный пример! Очень важна и роль мамы в воспитании ребенка. От мамы дочь возьмёт образец построения себя как женщины. Сын от мамы возьмёт представление о своей будущей жене. Мамы будьте на высоте, пусть детки растут успешными, любимыми, счастливыми
Задание - "В Детском мире".
Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.
Представьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
Задание - "В гостях у сказки".
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.
Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов, подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.
Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:
• "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
• "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
• "смешанные" : есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.
Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь.
Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.
игра «Пожелания»
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка). Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : «Я желаю тебе.»
Рекомендации для взрослых:
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысляют всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек, ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он открыл принцип решения, пусть даже сделав ошибку.
С девочками, если им трудно, надо вместе начать работу, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т. к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать