Ольга Гладкова
Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровью научить нельзя, надо воспитывать потребность быть здоровым». Детство уникальный период в жизни человека, в процессе которого
формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Использование ритмической гимнастики помогает сформировать у ребенка потребность заниматься физической культурой, привлечь ребенка к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Публикация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
В настоящее время ритмическая гимнастика – одна из самых популярных форм занятий физической культурой.
Традиционный подход к использованию средств и методов физического развития не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка сформировать потребность заниматься физической культурой. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. Регулярное проведение ритмической гимнастики поможет восполнить недостаток двигательной активности, а также восполнить дополнительную двигательную активность у гиперактивных детей, которые в ней нуждаются. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности. Ритмическая гимнастика – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др., выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях. Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. Кроме того старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7–10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Дети проявляют интерес к своему здоровью. Ребенок не так быстро утомляется, становится более выносливым.
Задачи ритмической гимнастики :
- повышать эмоциональный настрой детей;
- воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;
- формировать двигательную культуру;
- способствовать формированию правильной осанки; повышать физическую работоспособность;
- развивать основные физические качества;
- совершенствовать чувство ритма, музыкальность;
Таким образом, комплекс ритмической гимнастики должен быть подобран не только полезным, но и занимательным, иначе желаемого результата можно не достичь.
Комплекс ритмических упражнений подбирается по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.
Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Однако соблюдаются возрастные особенности детей, двигательный режим, быстрая утомляемость от выполнения одних и тех же упражнений.
Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д., но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие.
Литература:
1. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. – М. : Аркти, 2002.
2. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика : теория и методика. Ростов н/ Д: Феникс, 2002.
3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1978.
4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет : Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1988.
5. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет: Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале; конспекты дыхательной гимнастики и точечного массажа; весёлый тренинг, спортивно-дидактические и подвижные игры. – М. : ГНОМиД, 2004.