МААМ-картинки

Реверсивное наставничество как эффективная модель организации работы ДОУ

Гурина Юлия Николаевна
Реверсивное наставничество как эффективная модель организации работы ДОУ

СЛАЙД 1

В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами становится только острее. И нас он тоже коснулся.

СЛАЙД 2

Наш детский сад открыл свои двери в 2021 году. Открытие пришлось на середину учебного года, и мы столкнулись с проблемой укомплектованности учреждения педагогическими кадрами.

СЛАЙД 3

Публикация «Реверсивное наставничество как эффективная модель организации работы ДОУ» размещена в разделах

Мы воспользовались правом, которое дает нам Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" стало возможным принимать на работу студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.

СЛАЙД 4

И обратились обратились в СОПК

СЛАЙД 5

Таким образом, коллектив нашего ДОУ пополнился молодыми кадрами. В результате из 12 вакантных мест мы привлекли 6 педагогов из СОПК.

На этом этапе появилась востребованность, такой формы работы с воспитателями, как наставничество. В связи с этим был разработан ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность наставничества в нашем учреждении.

СЛАЙД 6

Изучив уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, были разработаны :

- Положение о наставничестве, которое предусматривает оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в Учреждении кадрового ядра.

- перспективный план работы наставника, задачами которого являются:

- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

- изучение нормативно-правовой документации;

- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, рабочая программа группы, педагогическая диагностика и т. д.).

СЛАЙД 7

Молодые педагоги, которые пришли к нам еще студентами, работая в детском саду, успешно защитили дипломы. Они отмечают сплоченность, сотрудничество, поддержку как главные ценности работы.

В итоге, на начало 2021-2022 учебного года наш детский сад был полностью укомплектован педагогическими кадрами, 10 из которых – молодые специалисты.

Уже тогда тема наставничества мне стала крайне интересна. Поэтому, поступив в декабре 2022 года в магистратуру СГУ на Менеджмент ДО, у меня не было сомнений, какую тему ВКР мне взять.

Наставничество в нашем ДОУ осуществлялось на тот момент по форме «педагог-педагог» (опытный – молодой). Наблюдая за педагогами, я заметила следующие моменты:

СЛАЙД 8

- опытные педагоги практически всегда старались убедить молодых силой авторитете и опыта;

- молодые педагоги, в свою очередь, некоторые вещи видели иначе, но не имели «права голоса».

СЛАЙД 9 (1)

Но при этом были вопросы, по которым опытные педагоги обращались к своим наставляемым. Это вопросы ИКТ, проведения родительских собраний в ZOOM и т. д.

СЛАЙД 9(2)

Продолжив изучать тему наставничества, я узнала о такой форме как наставничества как РЕВЕРСИВНОЕ

Стоит отметить, в обществе еще с давних времен присутствует некий стереотип, заключающийся в том, что чем человек старше — тем он умнее, и, соответственно, наоборот — чем человек младше, тем менее выдающимся интеллектом и багажом знаний он обладает в силу небольшого жизненного опыта.

СЛАЙД 10 (вопрос

Но что, если ЭТО НЕ ТАК?

СЛАЙД 10 цитата

«Возраст это всего лишь цифра, она не определяет ни ум человека, ни его взгляды на жизнь. Всё зависит не от прожитых лет, а от пережитых обстоятельств в жизни…» — цитата из книги «Козел отпущения» Дафны дю Морье. В прогрессирующем современном обществе множество людей придерживаются подобных взглядов, поэтому появилась такая вещь как реверсивное наставничество.

Как уже очевидно из названия, суть реверсивного наставничества заключается в том, чтобы максимально уменьшить пропасть между взглядами поколений с помощью обучения старших и умудренных опытом прошлых лет людей у более юных и обладающих свежими взглядами.

СЛАЙД 11

Данная концепция приобрела широкую известность в 1999 году, благодаря Джеку Уэлчу, бывшему генеральному директору General Electric, решившемуся на неординарный шаг — он объединил 500 младших и старших сотрудников, предложив первым попробовать продемонстрировать последним способы работы с новейшими технологиями и инструментами. После его новаторских открытий многие компании позаимствовали практику обратного наставничества для своих разработок, ведь к тому времени уже стало ясно, что в сфере бизнеса и обучения наступила новая цифровая эра, реалии которой нужно знать и понимать сотрудникам всех возрастов

СЛАЙД 12

Так чему же может научить молодое поколение? И вправду ли обратное наставничество — это такая полезная вещь, как кажется на первый взгляд?

Проанализировав работу МБДОУ в рамках сетевого взаимодействия, я пришла к выводу, что реверсивное наставничество уже активно нами применяется (только мы об этом не знали). Рассмотрим на схеме формы взаимодействия МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» в «плоскости» реверсивного наставничества.

СЛАЙД 13

Педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» проходят курсы повышения квалификации в ГАУ ДПО «СОИРО», т. е. обучаются. В свою очередь у педагогов ДОУ есть возможность выступать на региональных площадках, печататься в сборниках со своим опытом работы.

На базе нашего детского сада проходят практику студенты ГАПОУ СО «СОПК». Наши педагоги являются для студентов наставниками. Но при этом студенты, готовясь к занятиям (мероприятиям) также иногда удивляют нас новыми методами, приемами работы, т. е. наставляют нас. На занятия студентов часто приходит методист колледжа, который после каждого занятия дает развернутый письменный анализ в группе вайбер. Наши педагоги с помощью этого отработали умение анализировать занятия, на что обращать внимание. И в этом году уже сами при отсутствии методиста пишут анализы.

Также можно рассмотреть схему реверсивного наставничества внутри МБДОУ

СЛАЙД 14

«Заведующий –старший воспитатель». Задача данного формата наставничества – выработать единое педагогическое кредо, общие ценности, сформировать и сохранять традиции детского сада. Старший воспитатель – руководитель второго звена, поэтому часть его обязанностей носит управленческий характер. Совместно с заведующим он подбирает и расставляет педагогические кадры, комплектует группы. Также старший воспитатель отвечает за повышение профессиональной компетенции педагогов, от которого напрямую зависит качество образовательной деятельности в детском саду. Сориентироваться во всем этом объеме новой деятельности начинающему старшему воспитателю помогает заведующий, у которого часто есть опыт и организационно-управленческой, и методической работы. В рамках наставнической деятельности заведующий и старший воспитатель научатся согласовывать свои действия. Как правило, они успешно формируют единые требования к педагогическому коллективу. Это позволит создать коллектив единомышленников, в котором чтут, сохраняют традиции и стремятся осваивать инновации.

«Старший воспитатель - педагоги» : организация страшим воспитателем методической работы (семинары, методические часы, практикумы, деловые игры и т. д.). Активное вовлечение педагогов в подготовку и участие в различных формах работы.

«Педагог-педагог» : организация сотрудничества старшего и более молодого поколения педагогов, сотрудников, в таких направлениях, как современные технологии обучения, новые тренды, цифровизация и познание современной культуры. Такое взаимообучение позволяет создать разновозрастное образовательное сообщество, которое станет более конкурентоспособным в современных условиях. Педагоги старшего поколения овладевают информационно-коммуникационными технологиями (видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, используют в практической деятельности новые элементы игровых технологий, требующих сформированности технических навыков, обладателями которых являются более молодые сотрудники. Разновозрастной обмен знаниями на основе набора обучающих алгоритмов может стать частью общей стратегии профессионального развития, при этом важно поощрять состоявшиеся в этом плане пары.

Целесообразно создавать условия для обоюдного обучения, при которых обмен навыками будет происходить в двух направлениях, так как одинаково важно разбираться в цифровых технологиях и в вопросах межличностной коммуникации, опыт которой уже приобретен более старшими коллегами.

Так, исходя из сказанного выше, можно сделать вывод: реверсивное наставничество несет в себе большие достоинства. Выделим следующие весомые преимущества такого наставничества :

СЛАЙД 15

- Сплочение поколений и стирание границ.

- Старшие сотрудники обучаются новым технологиям под грамотным «присмотром», что позволит наиболее компетентно усвоить материал.

- Возможность «выйти за рамки» и попробовать что-то необычное.

- При грамотном подборе наставника в ученике пробуждается интерес к новшествам, а не только принудительная обязанность их понимать.

- Развитие лидерских качеств в юных учителях.

Однако если все настолько хорошо, то по какой причине реверсивное наставничество до сих пор считается альтернативой, а не приоритетом в сопоставлении с классическим наставничеством? Это из-за того, что перевернутая позиция «учитель-ученик» обладает своими довольно ощутимыми минусами:

СЛАЙД 16

- Не каждый молодой специалист может побороть в себе установку, что учить должны его, а не он. Ведь еще недавно наставник проходил обучение в школе и университете, и вдруг все так резко изменилось.

- Некоторые опытные педагоги воспринимают эту практику, равно как неуважение к себе, своим знаниям и труду. Все-таки они уже долгое время развиваются в данной сфере, а тут приходит «студент» и пытается обучать их, профессионалов с многолетним стажем.

- Это нетрадиционно и может восприниматься как самодеятельность работодателя, что вынуждает сотрудников ставить под сомнение эффективность такой практики.

СЛАЙД 17

Так что же делать? На мой взгляд, техникой реверсивного наставничества ни в коем случае нельзя пренебрегать (да и не получится, но нужно грамотно организовать ее процесс.

СЛАЙД 18

Во-первых, стоит подобрать такого учителя и ученика, чтобы каждый из них был готов к передаче/получению знаний. Многое зависит не только от принадлежности к определенному поколению, но и от характера и психологического состояния самого человека. Во-вторых, классическое и реверсивное наставничество можно объединить в единое целое, тем самым умножив эффективность процесса.

СЛАЙД 19

Для того чтобы реверсивное наставничество молодые специалисты должны чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы делиться своим мнением и давать обратную связь старшим коллегам. Аналогичным образом, старшие специалисты преодолеть свою гордость и страхи и быть открытыми со своим молодым наставником, раскрывая области, в которых им не хватает навыков и знаний, и быть открытыми для получения от него обратной связи. Если решить эти вопросы, обратное наставничество может быть невероятно полезным.

Творческая практика «Наставник - наставляемый» (если останется время) : на двух плакатах силуэты; задача педагогов, разделенных на две группы внутри силуэта написать личностные качества, вокруг – профессиональные.

Условно поделимся на 2 группы

Прикреплённые файлы:

reversivnoe-natsav_p6kj7.pptx | 2377,23 Кб
 
Публикации по теме:

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Проектно-тематическая деятельность как эффективная форма работы с родителями. Плакат — продукт презентации проектаПроектно-тематическая деятельность как эффективная форма работы с родителями. Плакат — продукт презентации проекта «Проектно-тематическая деятельность как эффективная форма работы с родителями. Плакат –продукт детского творчества, просвещения и презентации.

Фотоотчёт «Стенгазета — эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста»Фотоотчёт «Стенгазета — эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реверсивное наставничество как эффективная модель организации работы ДОУ
Опубликовано: 23 октября 2024 в 09:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реверсивное наставничество как эффективная модель организации работы ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Гурина Юлия Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 октября. День бабушек и дедушек. Передвижка
Современная жизнь задает быстрый темп, родителям приходится много работать. Хорошо, когда у детей есть бабушки и дедушки, которые всегда выручают, дают мудрые советы и нередко становятся единственными, кто...
27 октября. День автомобилиста. Передвижка о транспорте

Ежегодно в последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День автомобилиста. Это профессиональный праздник всех работников автомобильного транспорта. Знакомим детей с транспортом — ведь это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД