Анна Ермакова
Рекомендации родителям «Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Нашим детям для правильного развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям полезно заниматься физкультурой вместе с детьми и собственным примером прививать детям любовь к физкультуре и спорту. Если родители вместе с детьми будут заниматься физкультурой, ребенок будет считать это нормой, как умывание и чистку зубов по утрам.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Для организации физкультурных занятий с детьми необходимо помнить следующее:
-Физкультурные занятия желательно проводить в одно и то же время. Единственное исключение из правила - это болезнь ребенка.
- Физкультурные занятия необходимо проводить до еды, натощак.
-Лучше всего проводить физкультурные занятия на улице (особенно если вы находитесь на даче).
-Перед физкультурными занятиями дома желательно хорошо проветрить помещение. Это позволит совместить физические упражнения с закаливанием.
-Во время физкультурных занятий очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.
-Следите за тем, как ваш ребенок дышит во время выполнения физических упражнений - нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соизмеряя ритм дыхания с движениями.
-Если во время занятий или после появляются головные боли либо другие неприятные ощущения, рекомендуется посоветоваться с врачом.
-Для того чтобы выполнять упражнения было интереснее, лучше заниматься физкультурой под музыку. Дети к 4-м годам уже свободно выполняют простейшие движения, уверенно ходят, бегают, говорят, мыслят, ориентируются в пространстве. В этот период дети удивляют своих родителей, пытаясь помочь им в работе, подражают практически во всем. Однако нельзя забывать, что в этот период у дошкольников все же еще ограниченные, слабо развитые двигательные возможности. В основном у них преобладают движения, в которых участвуют преимущественно крупные мышечные группы. Тяжелой нагрузкой для них являются однотипные движения, которые вызывают в детском организме повышенную утомляемость, а также длительное сохранение одной стабильной фиксированной позы.
Учитывая это, не забывайте при проведении занятий, особенно с включением силовых элементов, чередовать упражнения с отдыхом. Физические развивающие занятия для дошкольников рекомендовано проводить в виде имитационных движений и игр. Подбор и дозировка упражнений должны зависеть от возрастных особенностей детей. При проведении занятий (особенно на начальном этапе) не забывайте об индивидуальных особенностях своего ребенка.
Как известно, дети в этом возрасте большую часть своего времени уделяют играм. Поэтому и физкультурные, спортивные развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры. Упражнения могут состоять из разнообразных подражательных движений. Желательно, чтобы каждое упражнение имело свое сказочное или шутливое название и легко запоминалось. Например, «Чебурашка», «Паровозик», «Зайчик» и т. д. Такие упражнения детям интересны и не утомительны.
При составлении комплекса упражнений для своего ребенка, нужно подбирать упражнения так, чтобы они развивали различные физические качества - силу, быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, гибкость. Упражнения должны также охватывать различные мышечные группы ребенка. Недопустимо, чтобы во время занятий выполнялись упражнения, например, лишь для мышц нижних или верхних конечностей. Важным условием эффективности занятий физкультурой с детьми является постепенность. Начинать необходимо с малого количества упражнений и повторений, а от занятия к занятию прибавлять 1-2 упражнения или повторения движений. Необходима и последовательность выполнения упражнений - от простых к более сложным. Ведь нервная регуляция сердца ребенка несовершенна, а потому ритм его сердечных сокращений быстро сбивается, а сердечная мышца при неадекватном физическом воздействии довольно-таки быстро утомляется. Тем более что для дошкольника практически любое элементарное упражнение, повторяемое многократно с изменением темпа выполнения, уже само по себе способствует физическому развитию. Перед тем как начать выполнять новое незнакомое упражнение с ребенком, желательно объяснить ему его содержание, затем показать и только потом дать попробовать сделать. Старайтесь, чтобы объяснение не было долгим, так как усидчивость и внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, бывает неустойчивым, и они фактически не способны сосредоточиться на продолжительном объяснении.
Таким образом, при составлении комплекса физических упражнений для физкультурных занятий дома с детьми необходимо соблюдать следующие правила :
1. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет должна составлять 15-20 мин, соответственно с детками 5-7 лет – 20-30 мин.
2. В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.
3. Каждое упражнение необходимо выполнять от 2 до 6 раз (повторений) в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребенка.
4. Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.
5. Упражнения должны быть преподаны ребенку в виде имитационных движений и игр.
6. Каждому упражнению придумайте шутливое название.
7. Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.
8. Соблюдайте правило постепенности и последовательности.
9. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.
Зная эти девять правил, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для своих детей и грамотно составить комплекс. Несложные упражнения для ребенка полезно разучить в домашних условиях. Каждое из этих упражнений надо делать 3-6 раз. После побегать по комнате или на месте, высоко поднимая колени и размахивая руками, потом походить и восстановить дыхание.
Предлагаю примерный комплекс упражнений на развитие силы для физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях :
1. «Маятник». И. П. : стойка — ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы 1 — вправо, 2 — влево, 3 — вперед, 4 — назад.
2. «Волна». И. П. : стойка — ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно выполнять волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.
3. «Вертушка». И. П. : стойка — ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.
4. «Мельница». И. П. : стойка — ноги врозь по шире с наклоном корпуса вперед, держим руки — в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.
5. «Крокодильчик». И. П. : упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.
6. «Ножницы». И. П. : горизонтально лежа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать с крёстные движения выпрямленными ногами.
7. «Качели». И. П. : лежа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться. 8. «Лягушка». И. П. : упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить, отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.
9. «Зайчик». И. П. : упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.
10. «Кенгуру». И. П. : стойка — ноги вместе, с руками внизу. В темпе оттолкнуться, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.
Размещение физкультурного оборудования
Для хранения физкультурных пособий в детской комнате может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками. Это позволит высвободить пространство для проведения подвижных и спортивных игр.
Крупное оборудование (гимнастические модули, лестница и др.) требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен комнаты. Гимнастические модули и мячи можно расположить у стен, где нет батарей.
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
Можно приобрести «Физкультурный уголок» — тележку на колёсах, где собраны предметы разных геометрических форм и цветов, маленькие мячи, плоские обручи, резиновые и пластмассовые кольца. Уголок лучше расположить в углу комнаты.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры, следует хранить в открытых ящиках вдоль стены.
Красивое оформление физкультурно-игровой среды в домашних условиях (гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий) способствует проявлению положительных эмоций у ребёнка. В многообразии условий предметно-развивающей среды у ребёнка формируется привычка к организации игр и игровых упражнений.
Материалы и оборудование для организации игр и игровых упражнений и создания проблемных ситуаций с детьми 3-5 лет в условиях семьи
Организация физкультурно-игровой среды в детской комнате
Интерес ребёнка к физическим упражнениям и играм формируется совместными усилиями родителей. В комнате следует оборудовать спортивный уголок для развития движений и увеличения двигательной активности вашего ребёнка. Можно приобрести готовый спортивно-игровой комплекс типа «Крепыш», «Растан», «Забава». В состав оборудования комплекса входят разные пособия: гимнастическая стенка, канат, верёвочная лестница, лиана, качели, кольца и др.
В то же время можно самим оборудовать физкультурно-игровой уголок для ребёнка, одни пособия приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования двигательных навыков и расширения интересов ребёнка спортивный уголок следует пополнять более сложными пособиями различного назначения.
Дома желательно иметь несколько мягких модулей: бум напольный, валик «Змейка» — для выполнения детьми упражнений в ходьбе, беге и равновесии; полукольцо (дугу) для подлезания. Одним из самых увлекательных пособий для младших дошкольников является гимнастическая лестница (из трёх — пяти пролётов) или лесенка- стремянка (из двух пролётов). На неё можно прикрепить скат с бортиками, оснастив его зацепами (по которому ребёнок сможет прокатывать мяч); подвесить корзину и мишень для забрасывания мяча и метания предметов. Если перекладины лесенки съёмные, то это даст возможность подвесить верёвочную лестницу, канат и качели.
Взрослым следует объяснить ребёнку способы лазанья по гимнастической стенке переменным шагом. В основном дети 4-го года жизни влезают и слезают произвольным способом. Достаточно сложным для ребёнка является переход с одного пролёта стенки на другой. Он осуществляется приставным шагом в одну и другую сторону.
В детской комнате необходимо иметь мелкие физкультурные пособия : разные мячи (резиновый мяч-шар, набивной мяч весом 0,5—1 кг, обруч, гимнастическую палку, шнур. Малыши очень любят бросать и ловить мяч, а также прокатывать утяжелённый мяч (весом 300 г). Точность прокатывания совершенствуется и в упражнениях с попаданием катящимся мячом в предмет (кегля, кубик). Это упражнение оказывается результативным, если прокатывать мяч одной рукой. Ребёнка следует научить катать обруч. Перед началом движения надо поставить обруч ободком на пол, затем, придерживая его левой рукой сверху, подтолкнуть вперёд правой рукой снизу. Также надо научить правильно бросать мяч из-за головы двумя руками. Руки над головой чуть согнуты, локти вперёд, ребёнок держит мяч разведёнными пальцами.
Огромное влияние на развитие разных групп мышц ребёнка оказывают различные игры и игровые упражнения с такими пособиями, как резиновое кольцо, обруч, мяч, гимнастическая палка.
Пролезь в обруч
Взрослый держит вертикально обруч, а ребёнок пролезает в него.
"Машина"
Ребёнок держит обруч как руль (горизонтально к полу) и, поворачивая его влево и вправо, бегает с ним по всей площадке.
"Достань шарик"
Взрослый держит воздушный шар на высоте поднятых рук ребёнка, затем выше на 5—10 см. Ребёнок пытается достать шар, подпрыгивает.
Упражнения с обручем: пролезание в вертикально поставленный обруч; ходьба по краю обруча (с круглым ободом); перешагивание из обруча в обруч; катание обруча вперёд и бег за ним; скатывание мяча с горки и бег за ним; прыжки из обруча в обруч (3—4 обруча); бег по дорожке, сделанной из обручей.
Упражнения со шнуром: прыжки через шнур, положенный на пол, бег вдоль скакалки, разложенной на полу, по дорожке из двух скакалок.
Уважаемые родители! Придумайте сами весёлые названия игр и пособий и почаще играйте с ребёнком, хвалите и поощряйте его.
Многие родители заботятся о полноценном отдыхе детей и много времени проводят с ними на свежем воздухе. I Хорошо, если недалеко от дома имеется детская площадка, оснащё нная оборудованием: горкой, лесенкой, рукоходами, качелями и т. д.
Руководя играми, родителям следует учитывать особенности своего ребё нка: его возраст, состояние здоровья, степень развития движений и двигательных навыков, уровень двигательной активности. Одни дети по собственной инициативе много двигаются, предпочитают бег, прыжки, перевозбуждаются и утомляются. Другие, наоборот, мало используют активные действия, любят спокойные движения, игры, связанные с однообразной позой (сидение на скамейке, ходьба по барьеру песочницы, бросание мяча). Как чрезмерно подвижным, так и малоподвижным детям необходима помощь со стороны взрослых, которые могут показать разнообразные действия с пособиями (мячом, обручем, скакалкой и т. д.).
На детской площадке нередко можно видеть вместе разных по возрасту детей (от трёх до семи лет). Старшие дошкольники имеют достаточный двигательный опыт, знают правила многих игр, умеют использовать имеющееся на детской площадке оборудование, а малыши на основе подражания делают попытки воспроизвести эти движения. Это очень полезно, так как маленькие дети приобретают двигательный опыт, знакомятся с играми, а старшие дошкольники проявляют заботу о них, стараются доступно объяснить им содержание игры, подбирают необходимые пособия.
Чаще всего дети от 3 до 5 лет любят играть в сюжетноролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. п. Взрослым следует позаботиться об увеличении двигательной активности детей в этих играх, предложив им такие действия, как пройти по доске-мостику, перед входом в домик пролезть под верёвку, съездить на велосипеде за продуктами. Интересны для дошкольников игры подвижного характера с использованием физкультурных пособий.
В зимнее время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности. Увлекательные игры и развлечения зимой на прогулке доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Любимыми развлечениями малышей на зимней прогулке являются катание на санках, ходьба на лыжах (доступна детям уже на 4-м году жизни). Поэтому их надо учить самым простым приёмам передвижения на лыжах, спускам с небольших горок. Маленькие дети любят подвижные игры со снегом и проявляют желание участвовать вместе со взрослыми в сооружении снежных построек. Необходимо приобрести для этого деревянные или пластмассовые совочки, лопатки, вёдра, тележки, санки. Под руководством взрослого дети взбегают на горку и скатываются с неё на ледянках, бросают снежки в цель.
Можно организовать на площадке простые подвижные игры.
"Белый медведь"
Ребёнок всходит на четвереньках на снежную горку, переваливаясь с боку на бок, изображая белого медведя. Взобравшись наверх, он встаёт, притопывает ногами, а затем сбегает с горки. Взрослый ловит его.
"Попрыгунчик"
Ребёнок стоит около санок. По команде взрослого он начинает подпрыгивать на обеих ногах вокруг санок, затем продвигается вперёд к ориентиру (снеговик, прыгая нас одной ноге, чередуя правую и левую. Достигнув снеговика, ребёнок вместе со взрослым украшает его.
"Не опоздай на поезд"
Взрослый везёт санки за верёвку, ребёнок бежит за ним и старается сесть на санки. Взрослый постепенно увеличивает скорость ходьбы и меняет направления.