Ольга Саржан
Речевые проблемы детей дошкольного возраста. Причины возникновения
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Уровень речевого развития современных детей-дошкольников неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной
Публикация «Речевые проблемы детей дошкольного возраста, Причины возникновения» размещена в разделах
«… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»
Негативные факторы, влияющие на речевую функцию
• дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи
• глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе
• существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей
• ухудшение состояния здоровья детей
• недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка
Причины низкого речевого уровня
• 1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.
• 2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
• 3. Развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
• 4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
• 5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
• 6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
• 7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.
Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей. Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:
· Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.
· Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.
· Подгузники. Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет. Нет и повода для коммуникации.
· Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.
· Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.
· Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм : человек понимает речь, но сам говорить отказывается.
· Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.
· Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.
· Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы : путают слова и звуки разных языков.
Билингв — это человек, свободно владеющий двумя языками, являющийся их носителем и, как следствие, носителем двух культур. Как правило, это результат сочетания нескольких факторов: предрасположенности к языкам, систематического изучения, а также, немаловажно, нахождения в располагающей среде.
Для успешного развития речи необходимо:
1. Интересно организовать жизнь ребёнка.
2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.
3. Создавать соответствующую обстановку.
4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.
Условия для развития речи:
1. В общении со взрослыми и сверстниками педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой, давать детям образцы правильной литературной речи:
• речь сотрудников должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
• в речь включены разнообразные образцы речевого этикета.
2. Педагогам необходимо обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями :
• следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организовать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
• наблюдать за темпом и громкостью речи детей.
3. Педагогам нужно обеспечить детям условия для обогащения их словаря:
• создавать ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
• помогать ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
• знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.
• 4. Развивать связную речь:
• • побуждать детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;
• • организовывать диалоги между детьми и взрослыми.