Екатерина Морозенко
Речевое развитие — значимая образовательная область ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».
К. Д. Ушинский
В современном мире вопрос о речевое развитие дошкольника в доу через образовательные области весьма актуален. Конечно же, можно возразить, что
не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
Публикация «Речевое развитие — значимая образовательная область ФГОС до» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Познавательное развитие–это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».
В рамках реализации программы "Развитие" образовательная область "Речевое развитие" предполагает решение следующих задач:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основная цель речевого развития по ФГОС ДОУ :
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Основными направлениями речевого развития являются : Развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; формирование элементарного осознания явлений языка и речи; воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Таким образом, на своих занятиях в течение всего учебного года мы реализуем поставленные задачи за счет развития свободного общения с взрослыми и детьми:
совершенствования речи как средства общения; формирования умения отстаивать свою точку зрения; помощи детям в освоении форм речевого этикета; развития умения содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях; поощрения самостоятельности суждений. На занятиях проводится работа над формированием словаря; совершенствованием умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка; отработкой дикции;
совершенствованием фонематического слуха; а также работа над отработкой интонационной выразительной речи. Также формируется грамматически правильная монологическая и диалогическая речь. Таким образом, целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.
На основании выделенных основных задач речевого развития детей можно сделать вывод о том, что они реализуются в нашей группе в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе организованно – образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх других областей, и это способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.