Галина Слесарева
Опыт работы «Речевое развитие дошкольников через реализацию современных технологий»
Тема: «Речевое развитие дошкольников через реализацию современных технологий».
Материал из опыта работы
воспитателя
Слесаревой Галины Николаевны
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания
Публикация «Опыт работы „Речевое развитие дошкольников через реализацию современных технологий“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной
образовательной организации и позволяет по иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя её в учебную по форме и методам воздействия. Это требует внедрение новых технологий речевого развития дошкольника.
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Все мы знаем речь совершенствуется под влиянием генетическим импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычный ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логический рассуждать, у него достаточно развита память, внимание и связная речь. Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста при этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования мало уделяют внимания развитию мелкой моторики и не в полные мери используют в своей работе пальчиковые игры и не владеют методикой проведения данных занятий. Пальчиковые игры в основном используются в младшем дошкольном возрасте, в то время как в старшем дошкольном возрасте игры с пальчиками не теряют своего развивающего потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры сочетающие элементы театрализации и пальчиковые игры театры.
"Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”
В. А. Сухомлинский
Задачами пальчиковой гимнастики являются :
-Развитие высших психических функций: память, внимание, мышление, восприятие и речь.
-Развитие пространственных представлений
-Развитие знаний об окружающем мире
-Развитий ощущений собственного тела
-Развитие умений напрягать и расслаблять мышцы тела
-Обучение ритму и координации движений
-Развитию социализации детей
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики
-Универсальность-можно играть в любом месте в любое время
-Кратковременность-обычно не более2-5 минут
-Активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх
-Невербальное общение в играх- 2молчанках»,использование языка жестов
-Наличие множества вариантов одной и той же игры с изменениями правилами: постепенное усложнение как двигательные, так и мыслительных задач
Пальчиковые игры разработаны на фольклорном материале максимально полезны для развития ребёнка дошкольника, они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Пальчиковая гимнастика
Упражнения можно условно разделить на три группы
1. группа-это упражнение для кистей рук
Они развивают подражательную способность, также учат напрягать и расслаблять мышцы
Развивают умение сохранят положения пальцев некоторое время. Учат переключаться одного положения на другое
2. группа игр это упражнения для пальцев условно статически они совершенствуют полученные раннее навыки более высоком уровне. Требуют более точных движений
3. группа игр упражнения для пальцев динамические развивают точную координацию движений учат сгибать и разгибать пальцев рук, уча противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо историй. Сказок, при помощи пальцев многие игры требуют участие обеих рук, что даёт детям ориентироваться в понятиях как в право, лева на верх вниз и т. д.
В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Пальчиковые игры должны быть правильно дозированно в противном случае игра для детей становится либо не интересной либо достаточно утомительной