Татьяна Никитина
Консультация для родителей «Речь как средство общения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь как средство общения»
«Язык - важнейшее средство общения друг с другом.
Это оружие мысли и культуры».
Ф. М. Достоевский
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребёнком.
Темочки:
Первое и особо важной формой совместной деятельности является - предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально – личностного общения взрослого с ребёнком.
В раннем возрасте, когда на смену ситуативно – личностному общению приходит ситуативно – деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.
При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, её эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребёнок не понимает, восполняют не речевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.
Большую роль играет при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно – эмоциональный, предметный и деловой характер, становятся основной и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.
При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
В жизни человека нет другого такого бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.
В развитии детей раннего возраста необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям.
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.
При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. При дефиците общения в раннем возрасте ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми. Он может вырасти необщительным, замкнутым.
Взрослый для ребёнка – неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых всё более важную роль играет слово. Стремясь к контакту с взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребёнок откликается на побуждение использовать слово для достижения этих целей, инициативно высказывается сам. Взрослый поддерживает диалог, достраивая однословные высказывания ребёнка до полной, грамматически оформленной фразы ( Вова увидел шапку: «Па-па-па!» Мама: «Да, это папина шапка. Давай её наденем».)
На третьем году жизни ребёнок осваивает основную форму речевого общения -диалогическую. Он учится инициативно высказываться, задавать вопрос, ожидать ответа, сам отвечать, обращаться к окружающим с просьбами и предложениями. Общение со сверстниками в этом возрасте помогает устанавливать эмоциональный контакт и привлечь внимание к своей личности: играя рядом, дети сопровождают речью свои действия, но прямо к партнеру пока не обращаются.
При благоприятных условиях к концу третьего года жизни в общении со взрослым дети понимают и выражают в речи свои впечатления, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Они начинают высказываться о прочитанной им книжке, сказке на темы из прошлого опыта (воспоминания о поездке в деревню, о подарках Деда Мороза).
Возраст от трех лет уникален по своему значению для речевого развития.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи.
Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребёнок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. В общении со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнёра, организовывать совместную игру, сравнивать партнёра с собой. Общаясь с детьми, ребёнок может фантазировать, выражать обиду, притворяться. Общаясь друг с другом, дошкольники активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым.
Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают трудности и в общении с взрослым. Для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослым, так и со сверстниками.
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Речь у ребёнка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребёнок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи.
Среди самых разнообразных методов и приёмов работы по развитию речи детей дошкольного возраста важное место занимает работа с картинками. Картинки - это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам родителям легко провести с детьми живую, непринуждённую беседу, во время которой активизируется лексика.
Благодатный материал для развития речи детей дают картинки к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Сказки позволяют ребёнку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.
Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и окружающими людьми, почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего возраста.
Эта непростая работа должна проводиться с учетом детской психологии, с пониманием того, что лучше всего даже самые сложные понятия ребенок усваивает в игре.
Причины речевых нарушений.
1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал е с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.
5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у ребенка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться врачу.
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Уровни развития речи детей на этапах своего взросления.
К 2 годам:
• Обладает запасом в 200 – 300 слов;
• Пользуется в речи двух-, трёхсложными словосочетаниями;
• Прислушивается к словам и понимает их смысл;
• Называет предметы, изображённые на картинках;
• Хорошо знает своё имя, произносит его;
• Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
• Выражает просьбу словами, а не только жестами;
• Использует существительные в разных падежах;
• Согласует предмет и действия («машина едет», «я хочу»)
К 3 годам:
• Самым значимым отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи;
• Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребёнок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи;
• Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме;
• В речи ребёнка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей;
• В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова – обобщения. Ребёнок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями;
• Если родители ребёнка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он ещё не может.
• Ребёнок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
К 4 годам:
• К 4 годам словарный запас ребёнка достигает 2000 слов;
• Словарный запас уже обогащён за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;
• У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих ;
• Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей;
• В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи;
• В активной речи появляются слова второй степени обобщения;
• В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследственность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
К 5 годам:
• Обладает словарным запасом около 3000 слов;
• Знает свой адрес;
• Пользуется предложениями из 5 – 6 слов;
• Умеет пересказывать;
• Правильно произносит практически все звуки;
• Определяет «право – лево», у себя, но не у других;
• Знает простые антонимы (Большой – маленький, твёрдый – мягкий)
• Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;
• Считает до 10;
• Знает значение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
К 6 годам:
• Обладает словарём около 4000 слов;
• Практически все звуки произносит правильно;
• Умеет рассказывать и пересказывать;
• Помнит и может описать прошедшие события;
• Пользуется сложными предложениями;
• Употребляет все части речи;
• Использует абстрактные и отвлечённы понятия;
• Рисует, заштриховывает и обводит;
• Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;
• Различает и дифференцирует звуки речи.
Что необходимо помнить воспитателю при развитии речи у детей.
• Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов.
• Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.
• Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда.
• В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
• Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями.
• Речь воспитателя является примером для детей.
• Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают.
• Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
• Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Речь является не врождённой способностью ребёнка, Приобретённой. Поэтому надо, Чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.