Бабкина Лариса
Консультация «Ребёнок идёт в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год 1 сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги сада Взрослые держат своеобразный экзамен-именно сейчас, за школьным порогом, проявятся плоды их воспитательных усилий. Отношение ребёнка к школе формируется задолго до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоциональный привлекательный образ школы : «Ты у нас лучшим учеником будешь», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребёнок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обида, ревность, досада, зависть может надолго потерять интерес к учёбе). Причин для подобных эмоций много: неудачи на фоне кажущей успеваемости, трудности в поисках новых друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителей и привычной родительской похвалы и др. Иногда родители и воспитатели используют школу как устрашение, не задумываясь о последствии: «За такое поведение тебя в хулиганы запишут», «Ты двух слов связать не можешь», «Как ты на уроке будешь отвечать?» и др. Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. е быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и в конце концов добиваются того, что ребёнок вообще не предпринимает никаких действий преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.
Публикация «Консультация „Ребёнок идёт в школу“» размещена в разделах
Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесёт пользы. Важно, чтобы сообщаемая информация была не только понятна ребёнку, но и прочувствована им. Для этого проводятся сюжетно-ролевые игры, школьниками, дидактические игры, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни. Кроме того воспитателям целесообразно проводить беседы с родителями будущих первоклассников: знакомить со школьными требованиями, а самое главное-со своим ребёнком, с его сильными, слабыми сторонами. Такая работа поможет изменить сложившиеся в некоторых семьях представления о школьной жизни.
Самые распространённые установки родителей по поводу путей достижения хорошей успеваемости ребёнка и соблюдения дисциплины.
1. Если у ребёнка в детском саду на занятии получалось всё хорошо и воспитатель хвалит его, то и в школе также все будет хорошо.
Может быть, всё так и будет. Однако надо понимать, что с переходом из детского сада в школу меняется коллектив сверстников, на фоне которых ребёнок может выглядеть менее способным. Меняется педагог, следовательно, требования другие к детям и характер отношений между учителями и учениками. Меняется вид деятельности: на первое место выходит учёба, где важно проявлять умственные способности. Именно этим обусловлена проблема адаптации ребёнка к школе, и понять, насколько комфортно ему будет в школе по сравнению с детским садом.
2. Если учителя привлечь к обучению ребёнка в качестве репетитора, то успеваемость повысится.
Помощь репетитора должна быть временной.
3 Если учитель не делает никаких замечаний, то значит всё будет хорошо. Учитель один, а детей двадцать пять. Родители, забирая детей из школы, должны сами интересоваться, как прошёл его день, что у него получается, что нет, как общается с одноклассниками.
4 Если ребёнок с трудом осваивает школьную программу, то бесполезно напрягаться, не всем же быть гением. Да дети все разные и не из всех вырастут гении, но если махнуть на учёбу ребёнка рукой, можно лишить его возможности получить даже общее среднее образование.
5 Если ребёнок не горит желанием выполнять домашнюю работу, и не надо его заставлять, чтобы не отбивать интерес к учёбе.
Причина нежелания в том, что учёба даётся ребёнку с трудом. Ребёнок должен убедиться, что его ситуация не так безнадёжна (чтение рассказов, примеры из жизни, когда у людей многое не получалось: не хотели читать, писать и т. д).
6 Перед выполнением заданий надо составить план: надо начать с простых заданий. Это создаст рабочий настрой и будет своеобразной умственной разминкой. Далее перейти к более сложному. Если начать с самого сложного задания, которое вызывает отрицательные эмоции, то негатив закрепиться в сознании ребёнка.
7 Родители и учителя должны помнить, что с началом школьного обучения двигательная активность ребёнка снижается на 50%.Поэтому надо использовать гимнастику до уроков, физминутки, подвижные игры. Это позволит повысить работоспособность, «отодвинуть» утомление.
8. Родители, должны следить, чтобы ребёнок не опаздывал в школу, ничего не забывал.
9. Не всегда нужно контролировать ребёнка (готов ли портфель, всё ли сложено и т. д). Надо развивать навыки самостоятельности и самоконтроля. Если этому не учить, то вся ответственность перекладывается на плечи родителей.
10 Если в саду ребёнок был лидером, то в школе он легко найдёт общий язык с детьми. Статус ребёнка может измениться, и это зависит от уровня развития детей, собравшемся новом коллективе. Если основная масса детей превосходит по развитию, то ребёнок может оказаться в числе отверженных.
11 Если ребёнок записан в различные кружки, секции, это позволит ещё больше развить его способности. Так как в дошкольном и в младшем школьном возрасте дети с лёгкостью осваивают всё новое,
и нельзя упускать это благоприятное время.
Трудности в процессе обучения возникает у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, эти затруднения имеют разные причины и зависят от индивидуальных особенностей, интеллектуального, социального и эмоционально-волевого развития.