Натали Огай
Реализация программы воспитания в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитания – сравнительно новый документ, который вошел в структурный компонент дошкольной образовательной организации с 1 сентября 2021г. Поправки об этом в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес Президент России В. В. Путин.
Приветствуя идею усиления воспитательной функции для общего образования, мы дошкольники, несколько растерялись, поскольку в дошкольном образовании процессы воспитания и обучения идут в неразрывном единстве. Воспитание дошкольника и есть суть дошкольного образования, и осуществляется оно непрерывно в течение всего времени пребывания детей в стенах детского сада – в процессе НОД, режимных моментах, совместной деятельности взрослого с детьми и индивидуальной работе.
Темочки:
Какими бы ни были наши волнения, выполняя заказы действующего законодательства, программа была разработана, и заняла свое место в комплекте образовательной программы нашего детского сада.
Являясь обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в нашем ДОУ, рабочая программа воспитания призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. Программа учитывает условия, существующие в нашем детском саду, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Под «самоценностью детства» - понимается детство как период жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас.
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
Федеральным законом «Об образовании в РФ» введено понятие «воспитание»:
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).
Исходя из данного определения была сформулирована цель программы воспитания: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи:
1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.
2. Реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности.
3. Использовать в воспитании детей возможности непосредственно образовательной деятельности (НОД).
4. Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе реализации программы по краеведению «Новая Сибирь – мой край родной».
5. Расширить воспитательный потенциал ДОУ посредством разнообразия форм дополнительного образования.
6. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
7. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
8. Организовать работу в тесной взаимосвязи с социальными объектами ДОУ
Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.
Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольников таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся такие как:
- быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
- уважать старших и заботиться о младших;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
- любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;
- беречь и охранять окружающую природу;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.
На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо», а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.
К программе воспитания разработан календарный план, он очень простой и состоит из традиционных мероприятий и дел, которыми живет наш детский сад.
План «оживает», «обрастает» в каждой возрастной группе по-своему при разработке рабочей программы воспитателей. На группе он дополняется интересными делами и особенными событиями. При этом носит достаточно гибкий характер, при котором воспитатели группы, следуя за интересами детского коллектива, могут вносить коррективы в пользу поддержки детской инициативы, усиливая тем самым воспитательное воздействие.
Хотелось бы остановиться на основных моментах реализации программы воспитания в нашем детском саду.
Основой воспитательной работы в дошкольном учреждении являются традиционные мероприятия. Это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. Их Цель: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Традиционным на уровне учреждения является проведение:
- общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»);
- сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»);
- тематических мероприятий («День Здоровья», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Неделя театра»);
- социальных и экологических акций («Открытка солдату, защитнику мира», «Бессмертный полк», «Кормушка для птиц», «Эколята – защитники природы»).
на уровне группы:
- «Утро радостных встреч»;
- «День рождения» - как особенный день ребенка.
В дошкольном образовании процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо.
Тем не менее, в ДОУ усилена воспитательная составляющая непосредственно образовательной деятельности, где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей.
В процессе НОД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
Эффективную воспитательную функцию оказывают детско-взрослые сообщества организованные на основе социально значимых целей, партнерства и сотрудничества.
В рамках этой деятельности ребенок учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми и свое поведение в соответствии с общим делом. У него возрастает познавательный интерес к окружающему социальному миру, развивается эмоционально-личностная сфера, происходит становление ценностных ориентаций.
Цель организации детско-взрослых сообществ: воспитание дошкольников в коллективе посредством практической совместной деятельности, направленной на пользу общества.
Уже много лет мы ведем активную работу с библиотекой, досуговым объединением и советом ветеранов поселка. До пандемии была налажена работа с выездными театрами, студиями репертуар которых так же усиливал воспитательное воздействие на детей-дошкольников. Так, например, поводя детей к пониманию важности праздника день Победы, мы за три недели организовали пятничный мультзал, показывали мультфильмы «Солдатская сказка», «Легенда о старом маяке», «Мальчиш Кибальчиш»; организовали совместное мероприятие в библиотеке «Читаем детям о ВОВ» Показав тем самым, какой подвиг совершил наш народ, освобождая Родину от врага.
Главное – чтобы дети поняли важность этих совместных дел. Полученные социальные знания постепенно превратятся в личное убеждение и внутреннюю потребность соблюдать законы и правила общества, оценивать свои действия и действия других на основе собственного сформированного социально-личностного опыта.
Дополнительное образование в дошкольном учреждении является одним из важных условий для развития личностных качеств ребенка и призвано расширить воспитательный потенциал образовательной деятельности.
В нашем детском саду реализуются дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной и краеведческой направленности. «Будь здоров как Макс Орлов» для подготовительной группы и «Новая Сибирь – мой край родной» для детей со среднего возраста во вторую половину дня. Кружок «Шаг за шагом» ведет инструктор по физкультуре 2 раза в неделю. Не так давно на базе нашего учреждения заработал кружок «Горница» ведут его педагоги с ЦДОД. Кружки бесплатные.
Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда. При ее грамотном проектировании в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности.
Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми. В коридорах, лестничных пролетах детского сада традиционно оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей.
А событийный дизайн формирует эстетическое отношение и погружает в атмосферу театрального (праздничного) действия.
Союз педагогов и родителей, единство в вопросах воспитания – залог счастливого детства детей и успешной деятельности педагога. Педагогам необходимо целенаправленно и планомерно выстраивать с родителями доверительные, партнерские отношения, вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс и жизнь детского сада. Это возможно при соблюдении определенных условий:
• Обеспечение открытости дошкольного образования – открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада.
• Обеспечение реального заинтересованного участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в решении организационных вопросов в образовательном процессе.
• Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• Стремление к единству подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы – это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Их следует рассматривать как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых.
В рабочей программе воспитания к основной образовательной программе ДОО «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, И. И. Комаровой) в разделе «содержание воспитательной работы» представлены задачи по формированию первичных ценностных представлений и ожидаемые мотивационные образовательные результаты для каждого возрастного периода, где последние выступают, как целевые ориентиры, задающие вектор работы с детьми.
Самоанализ воспитательной работы в нашем детском саду осуществляется старшим воспитателем и воспитателями. Его цель: выявление основных проблем воспитательного процесса и последующее их решение.
Самоанализ проводится в двух направлениях:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей (это наблюдение за поведением детей в деятельности)
2. Состояние организуемой в детском саду интересной событийной совместной деятельности детей и взрослых.
В нашем детском саду такую деятельность создают творчески работающие педагоги. С ними легко можно организовать любую, самую замысловатую идею. Среди планов, программ, карт развития и портфолио, воспитатели находят время для изготовления удивительных вещей, которые умело применяют в своей работе по воспитанию и развитию дошколят.