Ирина Николаевна Карманович
Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба»
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
При анкетировании родителей были выявлены проблемы в социально-коммуникативной сфере между всеми участниками образовательных отношений. На родительском собрании было принято совместное решение о создании семейного клуба «Семейный очаг», в рамках которого решались возникающие затруднения. Выбирая эффективные технологии, соответствующие основным требованиям ФГОС ДО, учитывая поставленные задачи развития образования в регионе, образовательной программы МАДОУ и условия ее реализации, обратили внимание на метод проекта, так как он позволяет сделать взрослых и детей активными участниками совместной деятельности. В которой ребенок является субъектом деятельности, и при котором осуществляется как индивидуальный творческий процесс, так и процесс коллективного творчества. Именно эти свойства проектной деятельности позволяют предполагать, что в ходе работы будут реализованы задачи социально-личностного развития ребенка, а родителям образовательный проект поможет преодолеть эмоциональную отчужденность, дефицит общения между родителями и детьми, между родителями и педагогами.
Публикация «Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
На подготовительном этапе было разработано положение о семейном клубе, определены цели и задачи его работы, составлен перспективный план мероприятий.
Целью работы семейного клуба стала : активизация сотрудничества между педагогами группы и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей.
Поставлены задачи:
1. Сформировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
2. Создавать условия для включения родителей в образовательное пространство для реализации образовательных проектов;
3. Активизировать и обогащать знания и умения родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей в процессе реализации образовательных проектов
4. Учитывать гендерное воспитание, возрастные, индивидуальные, этнографические особенности детей и родителей при реализации проектной деятельности
Определен долгосрочный временной отрезок реализации проектной деятельности через семейный клуб «Семейный очаг»
Намечены ожидаемые результаты:
1. На уровне родителей:
Участие родителей в жизни клуба в качестве постоянных его участников поможет им:
• повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
• увидеть мир с позиции ребенка;
• относиться к ребенку как к равному;
• развить умение объективно оценивать свои поступки;
• знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в его воспитании;
• проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
• установить хорошие доверительные отношения с ребенком;
• освоить разнообразные игры и способы совместного времяпрепровождения в семье.
2. На уровне детей:
Постоянное участие детей в занятиях клуба поможет им :
• расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазии, семье.
• узнать разнообразные игры, в которые можно поиграть дома с родителями и друзьями;
• освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях;
• научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых людей, вырабатывать коллективное мнение.
3. На уровне педагогов:
Основными результатами деятельности воспитателей можно считать следующее:
• наличие среды, достаточно безопасной для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия;
• организована жизнь клуба;
• получен новый профессиональный опыт.
Основной этап проекта «Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба» наполнили краткосрочные проекты : «Это я и моя семья» (продуктом стал индивидуальный фотоальбом, отражающий историю рождения семьи малыша, «Тайна моего имени» (семья ребенка в своем сочинении и красочном оформлении рассказали почему и кем было выбрано имя ребенку, «Познакомьтесь – это я!» (совместное исследование индивидуальных особенностей каждого воспитанника помогло изготовить индивидуальный коллаж увлечений, предпочтений ребенка, «Семейный герб» (в процессе работы каждая семья смогла отразить характерные особенности всех членов семьи и что их объединяет). Совместная работа в данном направлении помогла нам поближе познакомиться, раскрыть индивидуальные и этнографические особенности детей и семей, познакомиться с традициями, увлечениями семей воспитанников и создать герб своей группы «Весёлые человечки».
Тематика проектной деятельности варьировалась в зависимости от интереса и желания детей, социального запроса родителей, желания педагога расширить знания детей по определенной теме образовательной программы. Так появились следующие проекты : «Играем и по ЗОЖ не забываем», «Мы с природой дружим», «Зимующие птицы нашего края», «Весёлые букашки», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Россия», «Христианские традиции», «Не шути с огнем!», «Правила безопасности», «Скоро в школу!», «Маленькие огородники», которые по итогам проекта были размещены в сетях интернет и заняли призовые места в конкурсах международного и регионального уровня, представлены коллегам по работе.
Хотелось остановиться и более подробно восстановить работу над экологическим проектом : «Маленькие огородники».
Продолжительность проекта : июнь-август
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность проекта : Каждую зиму и весну мы выращивали зеленый лук, рассаду цветов для озеленения участка детского сада. Дети с большим интересом и желанием участвовали в посадке, ухаживании и собирании семян на следующий год. Но той весной, на обед детям были предложены необычные помидоры, по сути они были самые обыкновенные, но почему-то именно они, а точнее семечки в этих помидорах, вызвали интерес детей к их выращиванию. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок и итогового заседания семейного клуба. Мы с детьми поделились своим желанием воочию понаблюдать какой путь проходит семечко томата, чтобы из семечка снова спать сочным и вкусным овощем. Оказалось, что большинство семей не имело ни дач, ни огородов и опыта в выращивании рассады и ухода тоже. Но идею создания огородной грядки на территории детского сада поддержали с энтузиазмом. И, после согласования с заведующим ДОУ проекта, всё завертелось и с каждым днём участие в проекте становилось интереснее и интереснее! Возникла, идея экологического долгосрочного проекта «Маленькие огородники», с персонажами «Смешариков».
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : можно ли вырастить овощи на грядке детского сада?
Цель проекта : обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за рассадой в комнатных условиях; на грядке, привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные:
- учить детей ухаживать за рассадой в комнатных условиях; на грядке
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста рассады;
- формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами;
- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений;
- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- углубить знания о приёмах по уходу за овощами;
- учить детей работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;
- развивать умения и навыки работы с природным материалом.
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания об овощах;
- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках;
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;
- осуществлять контроль за ведением дневника наблюдения за посадками;
- составление картотеки дидактических игр по проекту;
- создание книги «Загадки с грядки»;
- сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми по соответствующей тематике, плакатами, схемами и т. д. ;
- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь;
Для родителей:
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Маленькие огородники» – в приобретении контейнеров, земли, семян для посадки и сооружение грядки на участке и персонажей мультфильма «Смешарики».
- выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ОУ;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
- распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Продукты проекта : дидактические игры, картотека стихов, загадок об овощах, подборка инвентаря по уходу за растениями, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, подборка научно – художественной литературы, папки – передвижки с информацией для родителей, консультационный материал. Создание книги «Загадки с грядки» и лэпбука «Овощи-фрукты».
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями;
- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;
- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;
- создание грядки на участке детского сада;
- создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
- формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы;
- обогащение словаря ребенка терминологией по теме.
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями;
- новая предметно-развивающая среда;
- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.
Для родителей:
- возможность активного участия в образовательном процессе;
-домашнее задание- сочинить стихи об овощах;
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Практико-исследовательский: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
3. Обобщающий: подводятся итоги, итоговая беседа – 4-я неделя.
Ход реализации проекта
I этап Подготовительный
Беседа с родителями на тему «Маленькие огородники». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Консультация для родителей «Огород в детском саду». Просвещать родителей по данной теме.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Маленькие огородники».
II этап Практико-исследовательский
Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
Беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
ОД «Посадка перца», «Посадка семян подсолнечника», «Выращивание рассады помидоров», «Картошка не крошка», «Горошинка – стручок»
Практическая деятельность : посадка помидоров, огурцов, перца, гороха, подсолнечника, картофеля. Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.
Опыт – наблюдение за ростом гороха. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих горошин.
Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
Практическая деятельность : выращивание рассады (бархатцы, перец, помидоры). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
Дидактическая игра «Цветочный магазин». Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Наблюдения: «Растут ли наши растения?». Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями.
Разучивание с детьми стихов про овощи. Отгадывание загадок
III этап, Обобщающий этап
Оформление картотеки: «Огород» (загадки, стихи, приметы, наблюдения.) Обработка и оформление материалов проекта.
Создание книги «Загадки с грядки» и лэпбука «Овощи-фрукты».
Итоги проекта.
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений на грядке.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. На участке детского сада создана овощная грядка.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
9. Родители приняли активное участие в проекте «Маленькие огородники».
Заключительным этапом «Реализации проектной деятельности через работу семейного клуба» было подведение итогов о проделанной работе и выпуск наших любимых детей на следующая ступень развития, которую им даст школа. В завершении сделали вывод: Использование проектной деятельности успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду; основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада; способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Родители становятся активными участниками образовательного процесса; сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности; Дети и взрослые получили творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечило благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Список используемой литературы:
В. М. Корнилова «Экологическое окно» в детском саду/
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
Л. Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
Т. А. Маркова Детский сад и семья. / Т. А Маркова – М. Просвещение. 1986. – 150 с.
Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик, Т. И. Ефремова, Г. В. Кузнецова «Вместе с семьей» М. 2006г.
С. В. Глебова «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия» Воронеж, 2007г.