МААМ-картинки

Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба

Ирина Николаевна Карманович
Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба

«Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба»

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

В. А. Сухомлинский

Актуальность

При анкетировании родителей были выявлены проблемы в социально-коммуникативной сфере между всеми участниками образовательных отношений. На родительском собрании было принято совместное решение о создании семейного клуба «Семейный очаг», в рамках которого решались возникающие затруднения. Выбирая эффективные технологии, соответствующие основным требованиям ФГОС ДО, учитывая поставленные задачи развития образования в регионе, образовательной программы МАДОУ и условия ее реализации, обратили внимание на метод проекта, так как он позволяет сделать взрослых и детей активными участниками совместной деятельности. В которой ребенок является субъектом деятельности, и при котором осуществляется как индивидуальный творческий процесс, так и процесс коллективного творчества. Именно эти свойства проектной деятельности позволяют предполагать, что в ходе работы будут реализованы задачи социально-личностного развития ребенка, а родителям образовательный проект поможет преодолеть эмоциональную отчужденность, дефицит общения между родителями и детьми, между родителями и педагогами.

Публикация «Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба» размещена в разделах

На подготовительном этапе было разработано положение о семейном клубе, определены цели и задачи его работы, составлен перспективный план мероприятий.

Целью работы семейного клуба стала : активизация сотрудничества между педагогами группы и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей.

Поставлены задачи:

1. Сформировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Создавать условия для включения родителей в образовательное пространство для реализации образовательных проектов;

3. Активизировать и обогащать знания и умения родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей в процессе реализации образовательных проектов

4. Учитывать гендерное воспитание, возрастные, индивидуальные, этнографические особенности детей и родителей при реализации проектной деятельности

Определен долгосрочный временной отрезок реализации проектной деятельности через семейный клуб «Семейный очаг»

Намечены ожидаемые результаты:

1. На уровне родителей:

Участие родителей в жизни клуба в качестве постоянных его участников поможет им:

• повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;

• увидеть мир с позиции ребенка;

• относиться к ребенку как к равному;

• развить умение объективно оценивать свои поступки;

• знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в его воспитании;

• проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

• установить хорошие доверительные отношения с ребенком;

• освоить разнообразные игры и способы совместного времяпрепровождения в семье.

2. На уровне детей:

Постоянное участие детей в занятиях клуба поможет им :

• расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазии, семье.

• узнать разнообразные игры, в которые можно поиграть дома с родителями и друзьями;

• освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях;

• научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых людей, вырабатывать коллективное мнение.

3. На уровне педагогов:

Основными результатами деятельности воспитателей можно считать следующее:

• наличие среды, достаточно безопасной для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия;

• организована жизнь клуба;

• получен новый профессиональный опыт.

Основной этап проекта «Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба» наполнили краткосрочные проекты : «Это я и моя семья» (продуктом стал индивидуальный фотоальбом, отражающий историю рождения семьи малыша, «Тайна моего имени» (семья ребенка в своем сочинении и красочном оформлении рассказали почему и кем было выбрано имя ребенку, «Познакомьтесь – это я!» (совместное исследование индивидуальных особенностей каждого воспитанника помогло изготовить индивидуальный коллаж увлечений, предпочтений ребенка, «Семейный герб» (в процессе работы каждая семья смогла отразить характерные особенности всех членов семьи и что их объединяет). Совместная работа в данном направлении помогла нам поближе познакомиться, раскрыть индивидуальные и этнографические особенности детей и семей, познакомиться с традициями, увлечениями семей воспитанников и создать герб своей группы «Весёлые человечки».

Тематика проектной деятельности варьировалась в зависимости от интереса и желания детей, социального запроса родителей, желания педагога расширить знания детей по определенной теме образовательной программы. Так появились следующие проекты : «Играем и по ЗОЖ не забываем», «Мы с природой дружим», «Зимующие птицы нашего края», «Весёлые букашки», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Россия», «Христианские традиции», «Не шути с огнем!», «Правила безопасности», «Скоро в школу!», «Маленькие огородники», которые по итогам проекта были размещены в сетях интернет и заняли призовые места в конкурсах международного и регионального уровня, представлены коллегам по работе.

Хотелось остановиться и более подробно восстановить работу над экологическим проектом : «Маленькие огородники».

Продолжительность проекта : июнь-август

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Участники проекта : дети, родители, педагоги.

Возраст детей: 6-7 лет.

Актуальность проекта : Каждую зиму и весну мы выращивали зеленый лук, рассаду цветов для озеленения участка детского сада. Дети с большим интересом и желанием участвовали в посадке, ухаживании и собирании семян на следующий год. Но той весной, на обед детям были предложены необычные помидоры, по сути они были самые обыкновенные, но почему-то именно они, а точнее семечки в этих помидорах, вызвали интерес детей к их выращиванию. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок и итогового заседания семейного клуба. Мы с детьми поделились своим желанием воочию понаблюдать какой путь проходит семечко томата, чтобы из семечка снова спать сочным и вкусным овощем. Оказалось, что большинство семей не имело ни дач, ни огородов и опыта в выращивании рассады и ухода тоже. Но идею создания огородной грядки на территории детского сада поддержали с энтузиазмом. И, после согласования с заведующим ДОУ проекта, всё завертелось и с каждым днём участие в проекте становилось интереснее и интереснее! Возникла, идея экологического долгосрочного проекта «Маленькие огородники», с персонажами «Смешариков».

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : можно ли вырастить овощи на грядке детского сада?

Цель проекта : обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за рассадой в комнатных условиях; на грядке, привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.

Задачи проекта :

Для детей:

Образовательные:

- учить детей ухаживать за рассадой в комнатных условиях; на грядке

- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста рассады;

- формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами;

- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений;

- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- углубить знания о приёмах по уходу за овощами;

- учить детей работать в коллективе.

Развивающие:

- развивать познавательные и творческие способности детей;

- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;

- развивать умения и навыки работы с природным материалом.

- развивать умение сравнивать и анализировать;

- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

- обогащать словарный запас детей и их знания об овощах;

- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках;

- способствовать развитию воспитания экологической культуры.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей;

- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Для педагогов:

- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;

- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;

- осуществлять контроль за ведением дневника наблюдения за посадками;

- составление картотеки дидактических игр по проекту;

- создание книги «Загадки с грядки»;

- сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми по соответствующей тематике, плакатами, схемами и т. д. ;

- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь;

Для родителей:

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Маленькие огородники» – в приобретении контейнеров, земли, семян для посадки и сооружение грядки на участке и персонажей мультфильма «Смешарики».

- выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ОУ;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

- распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Продукты проекта : дидактические игры, картотека стихов, загадок об овощах, подборка инвентаря по уходу за растениями, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, подборка научно – художественной литературы, папки – передвижки с информацией для родителей, консультационный материал. Создание книги «Загадки с грядки» и лэпбука «Овощи-фрукты».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

- дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями;

- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;

- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;

- создание грядки на участке детского сада;

- создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;

- формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы;

- обогащение словаря ребенка терминологией по теме.

Для педагогов:

- удачное сотрудничество с родителями;

- новая предметно-развивающая среда;

- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.

Для родителей:

- возможность активного участия в образовательном процессе;

-домашнее задание- сочинить стихи об овощах;

- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.

2. Практико-исследовательский: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.

3. Обобщающий: подводятся итоги, итоговая беседа – 4-я неделя.

Ход реализации проекта

I этап Подготовительный

Беседа с родителями на тему «Маленькие огородники». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Консультация для родителей «Огород в детском саду». Просвещать родителей по данной теме.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Маленькие огородники».

II этап Практико-исследовательский

Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».

Беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

ОД «Посадка перца», «Посадка семян подсолнечника», «Выращивание рассады помидоров», «Картошка не крошка», «Горошинка – стручок»

Практическая деятельность : посадка помидоров, огурцов, перца, гороха, подсолнечника, картофеля. Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Опыт – наблюдение за ростом гороха. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих горошин.

Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Практическая деятельность : выращивание рассады (бархатцы, перец, помидоры). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Дидактическая игра «Цветочный магазин». Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Наблюдения: «Растут ли наши растения?». Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями.

Разучивание с детьми стихов про овощи. Отгадывание загадок

III этап, Обобщающий этап

Оформление картотеки: «Огород» (загадки, стихи, приметы, наблюдения.) Обработка и оформление материалов проекта.

Создание книги «Загадки с грядки» и лэпбука «Овощи-фрукты».

Итоги проекта.

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений на грядке.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

6. На участке детского сада создана овощная грядка.

7. Дети стали более уважительно относиться к труду.

8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Маленькие огородники».

Заключительным этапом «Реализации проектной деятельности через работу семейного клуба» было подведение итогов о проделанной работе и выпуск наших любимых детей на следующая ступень развития, которую им даст школа. В завершении сделали вывод: Использование проектной деятельности успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду; основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада; способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Родители становятся активными участниками образовательного процесса; сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности; Дети и взрослые получили творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечило благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Список используемой литературы:

В. М. Корнилова «Экологическое окно» в детском саду/

А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.

Л. Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».

Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

Т. А. Маркова Детский сад и семья. / Т. А Маркова – М. Просвещение. 1986. – 150 с.

Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик, Т. И. Ефремова, Г. В. Кузнецова «Вместе с семьей» М. 2006г.

С. В. Глебова «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия» Воронеж, 2007г.

Публикации по теме:

Профилактика медико-социальных проблем в детско-подростковой среде через работу школьного клуба «Эколог» Вредные привычки и их последствия - это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Дети младшего школьного возраста и подростки.

«Фокусы». Работа семейного клуба «Солнышко»«Фокусы». Работа семейного клуба «Солнышко» Мы в своей группе организовали семейный клуб "Солнышко". Родители с удовольствием приходят, проводят с детьми мастер-классы, опыты, беседы,.

Фотоотчёт семейного клуба «Моя семья-спортивная»Фотоотчёт семейного клуба «Моя семья-спортивная» Екатерина Орленко «Моя семья— спортивная!». Фотоотчет семейного клуба «Моя семья – спортивная!» “Здоровье - бесценный дар, потеряв его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация проектной деятельности через работу семейного клуба
Опубликовано: 12 мая 2024 в 21:08
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД