Марина Садовая
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» на основе ведущих положений ФГОС
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ № 15 «Журавушка» г. Сальска
«Реализация образовательной области «Познавательное развитие» на основе ведущих положений ФГОС ДО»
Старший воспитатель
М. Г. Садовая
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» на основе ведущих положений ФГОС ДО
Публикация «Реализация образовательной области „Познавательное развитие“ на основе ведущих положений ФГОС » размещена в разделах
Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением её соответствия требованиям 21 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного образования;
- повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
-развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений – воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.
В связи с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли важные изменения в системе дошкольного образования :
- признание дошкольного образования первым (но не обязательным) уровнем системы общего образования;
- утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации;
-введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования;
-отмена типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;
-принятие профессионального стандарта педагога и др.
С введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Предстоит большая работа. Сейчас только начало пути. Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.
Среди нормативно-правовых документов ФГОС ДО выступает основным. В нём заданы новые координаты развития дошкольного образования и обозначены критерии его качества.
Требования Стандарта к дошкольному образованию и образовательным программам дают новые возможности в организации образовательной деятельности, и в то же время большую ответственность в создании необходимых условий для развития детей. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.
Оценка качества современного дошкольного образования осуществляется по следующим общим критериям:
Открытость и доступность информации об организации.
Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Доброжелательность, вежливость, компетентность работников.
Удовлетворённость качеством образовательной деятельности.
Для того, чтобы современный педагог смог осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе в соответствии с современными требованиями, необходимо, прежде всего, изучить и понять основной документ – ФГОС ДО.
И только тогда в полной мере мы осуществим реализацию образовательной области «Познавательное развитие» на основе ведущих положений ФГОС ДО.
Основные положения СТАНДАРТА
1 Полноценное проживание
ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и
Дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития; самоценность детства -понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Сохранение детства как внутреннего состояния комфорта, защищенности,
уверенности ребенка в своих силах.
2 Построение образовательной
деятельности на основе
индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). Рассматривается как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов,
удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности. Субъектность
личности ребенка - важно, чтобы в ходе образовательного процесса дошкольник реализовал собственные потребности и мотивы. В этом случае активность ребенка разворачивается по его собственной логике.
3 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Взрослый и ребёнок – равноправные партнёры деятельности.
4 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Психолого - педагогическими условиями становления субъектности является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельность.
5 Сотрудничество Организации с семьей. Признание главенствующей роли семьи в воспитании ребенка, необходимость обеспечения преемственности социального развития ребенка на основе учета сложившихся в семье межличностных отношений при проектировании эффективного образовательного процесса
обуславливают необходимость построения педагогического процесса в учреждении на основе инновационных образовательных подходов
– игры, социальных практик, технологий индивидуальной поддержки.
6 Приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства. Социальные нормы —это обязанности одного человека по отношению к другому или другим
людям, это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения.
7 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Это совершенно разные формы игры, общение, исследование. Поэтому стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались
почемучками. Нам важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству, и в ходе этой мотивации они обучились счету, получили представление о мире, о Родине. Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Мы должны для ребенка создать социальную
ситуацию развития, это ключевая задача. А локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослым и со сверстниками.
8 Возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Необходимость учета возрастных и
индивидуальных возможностей детей, их интересов, склонностей при реализации ООП
9 Учет этнокультурной ситуации развития детей. Этнокультурное воспитание обеспечивает воспитание человека действовать в этнокультурном пространстве региона, реализовывать себя на личностном уровне как активного субъекта диалогических отношений
представителей культур, этносов, регионов.
10 Объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по-
жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
11 Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения
учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности.
12 Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования. Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Положительная динамика увеличения разнообразия организационных форм дошкольного образования : группы кратковременного пребывания детей; дошкольные группы при общеобразовательных школах; «семейные» дошкольные группы; дошкольные группы, открываемые при учреждениях культуры, учреждениях дополнительного образования детей; лекотеки –структурные подразделения ДОО, организованные для детей от 2 мес. до 7 лет, которые не могут посещать муниципальные ДОУ по состоянию здоровья или нуждаются в ППМС –помощи; службы ранней помощи – центры диагностики и консультирования; центры игровой
поддержки; консультативные центры –структурные подразделения ДОО, создаваемые для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОО
13 Обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компе-тентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Есть родители, которые сами очень хорошо организуют образование для своего ребенка : водят в клубы, кружки и студии, занимаются самостоятельно. Но есть и другая категория родителей, которая нуждается в постоянном взаимодействии с педагогами и специалистами по вопросам образования ребёнка.
Как мы видим, создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация образовательного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие личности, мотивации и способностей детей. Необходимо совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения образовательных задач. Одним словом, ресурсом повышения качества дошкольного образования становятся современные образовательные технологии.
Как раз такой современной образовательной технологией и является технология проектирования.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Другими словами, проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребёнка и взрослого.
Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Субъектность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения.
Проектная деятельность качественно влияет:
- на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ;
- реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса;
- на повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ. Одним словом на повышение качества дошкольного образования.
Как мы видим, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.