Марина Садовая
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» на основе ведущих положений ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 15 «Журавушка» г. Сальска
«Реализация образовательной области «Познавательное развитие» на основе ведущих положений ФГОС ДО»
Старший воспитатель
М. Г. Садовая
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» на основе ведущих положений ФГОС ДО
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением её соответствия требованиям 21 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного образования;
- повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
-развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений – воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.
В связи с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли важные изменения в системе дошкольного образования :
- признание дошкольного образования первым (но не обязательным) уровнем системы общего образования;
- утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации;
-введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования;
-отмена типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;
-принятие профессионального стандарта педагога и др.
С введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Предстоит большая работа. Сейчас только начало пути. Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.
Среди нормативно-правовых документов ФГОС ДО выступает основным. В нём заданы новые координаты развития дошкольного образования и обозначены критерии его качества.
Требования Стандарта к дошкольному образованию и образовательным программам дают новые возможности в организации образовательной деятельности, и в то же время большую ответственность в создании необходимых условий для развития детей. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.
Оценка качества современного дошкольного образования осуществляется по следующим общим критериям:
Открытость и доступность информации об организации.
Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Доброжелательность, вежливость, компетентность работников.
Удовлетворённость качеством образовательной деятельности.
Для того, чтобы современный педагог смог осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе в соответствии с современными требованиями, необходимо, прежде всего, изучить и понять основной документ – ФГОС ДО.
И только тогда в полной мере мы осуществим реализацию образовательной области «Познавательное развитие» на основе ведущих положений ФГОС ДО.
Основные положения СТАНДАРТА
1 Полноценное проживание
ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и
Дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития; самоценность детства -понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Сохранение детства как внутреннего состояния комфорта, защищенности,
уверенности ребенка в своих силах.
2 Построение образовательной
деятельности на основе
индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). Рассматривается как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов,
удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности. Субъектность
личности ребенка - важно, чтобы в ходе образовательного процесса дошкольник реализовал собственные потребности и мотивы. В этом случае активность ребенка разворачивается по его собственной логике.
3 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Взрослый и ребёнок – равноправные партнёры деятельности.
4 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Психолого - педагогическими условиями становления субъектности является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельность.
5 Сотрудничество Организации с семьей. Признание главенствующей роли семьи в воспитании ребенка, необходимость обеспечения преемственности социального развития ребенка на основе учета сложившихся в семье межличностных отношений при проектировании эффективного образовательного процесса
обуславливают необходимость построения педагогического процесса в учреждении на основе инновационных образовательных подходов
– игры, социальных практик, технологий индивидуальной поддержки.
6 Приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства. Социальные нормы —это обязанности одного человека по отношению к другому или другим
людям, это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения.
7 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Это совершенно разные формы игры, общение, исследование. Поэтому стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались
почемучками. Нам важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству, и в ходе этой мотивации они обучились счету, получили представление о мире, о Родине. Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Мы должны для ребенка создать социальную
ситуацию развития, это ключевая задача. А локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослым и со сверстниками.
8 Возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Необходимость учета возрастных и
индивидуальных возможностей детей, их интересов, склонностей при реализации ООП
9 Учет этнокультурной ситуации развития детей. Этнокультурное воспитание обеспечивает воспитание человека действовать в этнокультурном пространстве региона, реализовывать себя на личностном уровне как активного субъекта диалогических отношений
представителей культур, этносов, регионов.
10 Объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по-
жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
11 Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения
учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности.
12 Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования. Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Положительная динамика увеличения разнообразия организационных форм дошкольного образования : группы кратковременного пребывания детей; дошкольные группы при общеобразовательных школах; «семейные» дошкольные группы; дошкольные группы, открываемые при учреждениях культуры, учреждениях дополнительного образования детей; лекотеки –структурные подразделения ДОО, организованные для детей от 2 мес. до 7 лет, которые не могут посещать муниципальные ДОУ по состоянию здоровья или нуждаются в ППМС –помощи; службы ранней помощи – центры диагностики и консультирования; центры игровой
поддержки; консультативные центры –структурные подразделения ДОО, создаваемые для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОО
13 Обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компе-тентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Есть родители, которые сами очень хорошо организуют образование для своего ребенка : водят в клубы, кружки и студии, занимаются самостоятельно. Но есть и другая категория родителей, которая нуждается в постоянном взаимодействии с педагогами и специалистами по вопросам образования ребёнка.
Как мы видим, создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация образовательного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие личности, мотивации и способностей детей. Необходимо совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения образовательных задач. Одним словом, ресурсом повышения качества дошкольного образования становятся современные образовательные технологии.
Как раз такой современной образовательной технологией и является технология проектирования.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Другими словами, проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребёнка и взрослого.
Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Субъектность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения.
Проектная деятельность качественно влияет:
- на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ;
- реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса;
- на повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ. Одним словом на повышение качества дошкольного образования.
Как мы видим, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.