МААМ-картинки

Реализация национально-регионального компонента в ДОУ

Ямалиева Фарида Лотфулловна
Реализация национально-регионального компонента в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«От культуры родного народа –

к культуре соседнего и

мировой культуре».

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Публикация «Реализация национально-регионального компонента в ДОУ» размещена в разделах

У каждого дошкольного образовательного учреждения имеется своя основная образовательная программа. Где педагогический коллектив ставит свои задачи и цели, но в каждой программе есть раздел - национально-региональный компонент или этнокультурная составляющая (ЭКС).

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей республики и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Данный раздел разработан в соответствии с Региональной образовательной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р. К., к. п. н, доцент) и учебно-методическим комплектом по обучению татарскому языку детей дошкольного возраста, разработанным в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010 – 2015 г. г., с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Его реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования. Предполагает осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий.

Основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента :

- обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры;

- достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность;

- включение в образовательную деятельность.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс позволяет решать педагогам следующие задачи:

• воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе;

• побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края;

• способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства;

• активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия;

• сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.

Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребёнку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объёмах, овладение необходимым лексически минимумом (в соответствии с УМК);

- ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой родного края, формирование экологической культур

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

· социализация: игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);

· физическая культура: народные подвижные игры;

· познание (формирование целостной картины мира) : экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

· Художественное творчество (приобщение к искусству) : организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

· Художественная литература: чтение произведений татарских поэтов и писателей, устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, зазывали, пальчиковые игры и др.);

· Музыка: знакомство с творчеством классиков татарской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной деятельности, народных праздников, ознакомление с народными мелодиями, песнями, музыкой, музыкальными инструментами, танцами, танцевальными движениями

В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. В систему физического воспитания дошкольников также активно внедряется национально-региональный компонент.

Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. Народная подвижная игра имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные игры называют кладезем национальной культуры. Многие народные подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.

Спортивные развлечения в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей. В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников и развлечений на основе народных подвижных игр: «Навруз», «Масленица», «Сабантуй», «Ярмарка народных подвижных игр», «Русские игры да забавы», «Смех да веселье», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. Впечатляет разнообразие народных подвижных игр: «Скачки», «Бег в мешках», «Разбей горшок», «Бег с коромыслами», «Бег с яйцом в ложке», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Жмурки» и т. д. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствуют активизации двигательной деятельности. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцом и не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.). Такие игры можно организовать командными, а можно провести как игры-аттракционы.

В дошкольных образовательных учреждениях на сегодняшний день идёт планомерная работа по реализации «Региональной программы дошкольного образования» (Шаехова Р. К. 2016г, учебно-методических комплектов по обучению детей татарскому языку. В связи с этим очень актуальным было разработка методического пособия «Подвижные игры на русском и татарском языкахдля детей дошкольного возраста» для инструкторов по физической культуре и педагогов ДОУ.

Для разработки методического пособия была сформирована творческая группа, в состав которой вошли инструктор по физической культуре Сергеева О. И., воспитатель по обучению детей татарскому языку Ямалиева Ф. Л. МБДОУ «ЦРР д/с» № 65 «Ивушка»; воспитатель по обучению детей татарскому языку МБДОУ №51 «Радуга» Тагирова З. З. ; воспитатель «ЦРР -д/с» № 1 «Бэлэкэч» Козлова Л. Н.

Цель методического пособия:

• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан;

• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привитие любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

• Привитие культуры здорового образа жизни на основе обычаев и традиций;

• Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие;

• Формирование ценностно-смысловых представлений о мире посредствам сказок, народной музыки, игр, праздников, танцев.

Эти цели реализуются в процессе интеграции образовательных областей обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Результаты использование подвижных игр в образовательной деятельности в течение учебного года заключаются в следующем:

• дети знают татарские народные игры и игры народов Поволжья, могут самостоятельно организовать знакомые игры и игровые упражнения с элементами соревнования; соблюдать правила игр.

• закрепление речевого материала происходит в игровой форме, что позволяет поддерживать интерес к языку, так как дети в непринужденной обстановке погружаются в языковую среду;

по итогам диагностики повысились показатели физической подготовленности: ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.

Воспитатели групп закреплепляют пройденный материал в режимных моментах и отмечают, что у детей раскрываются творческие, организаторские способности, ребёнок учится самостоятельности.

В течении учебного года родители имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей на открытых занятиях ОД и принимать активное участи в совместной деятельности на спортивных мероприятиях.

Данное разработаное методическое пособие опробировано и пользуется успехом у коллег нашего детского сада, а самое главное приносит пользу и радость детям.

Пособие имеет:

- рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры гуманитарно-педагогических наук Альметьевского государственнго института муниципальной службы Осиповой Л. Ф. ; старшего преподавателя по физической культуре Альметьевского государственнго института муниципальной службы Гуртовой М. Е. ;

- Награждена Дипломом 2 степени на Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация» в номинации «Методические разработки для специалистов ДОУ/ Инструктору по физической культуре».

- Материал опубликован на сайте интернет – проекта «Сетевое сообщество работников образования».

- Презентация пособия награждена на Международном интернет-конкурсе для педагогов СО-ТВОРЕНИЕ УСПЕХА, направление: учебно-методические работы, название конкурса «Использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО и учебно-методических комплектов». Диплом лауреата 3 степени. № 003515 от 19.07.2015

Практика показала, что народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий, должны служить для укрепления здоровья детей. Они являются эффективным средством формирования положительных взаимоотношений сверстников в группе детского сада, также ценны и в педагогическом отношении, так как оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству, физически укрепляют детей.

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группаДидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Карточки прогулок на сентябрь, с учетом регионального компонента для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию картотеку прогулок с учетом регионального компонента на СЕНТЯБРЬ для детей подготовительной.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова»НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: ««Первый снег в произведениях Омских поэтов Татьяны Четвериковой.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

План работы с родителями на летний период 2016 года с учетом регионального компонента ИюньКонсультации «Как одевать ребенка летом», «Профилактика пищевых отравлений кишечных заболеваний», «Безопасность детей летом», «Первая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация национально-регионального компонента в ДОУ
Опубликовано: 12 мая 2020 в 14:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация национально-регионального компонента в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ямалиева Фарида Лотфулловна (УИ 1686628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД