Ямалиева Фарида Лотфулловна
Реализация национально-регионального компонента в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«От культуры родного народа –
к культуре соседнего и
мировой культуре».
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Публикация «Реализация национально-регионального компонента в ДОУ» размещена в разделах
У каждого дошкольного образовательного учреждения имеется своя основная образовательная программа. Где педагогический коллектив ставит свои задачи и цели, но в каждой программе есть раздел - национально-региональный компонент или этнокультурная составляющая (ЭКС).
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей республики и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Данный раздел разработан в соответствии с Региональной образовательной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р. К., к. п. н, доцент) и учебно-методическим комплектом по обучению татарскому языку детей дошкольного возраста, разработанным в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010 – 2015 г. г., с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Его реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования. Предполагает осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий.
Основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента :
- обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры;
- достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность;
- включение в образовательную деятельность.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс позволяет решать педагогам следующие задачи:
• воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе;
• побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края;
• способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства;
• активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия;
• сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.
Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребёнку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объёмах, овладение необходимым лексически минимумом (в соответствии с УМК);
- ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой родного края, формирование экологической культур
Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:
· социализация: игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);
· физическая культура: народные подвижные игры;
· познание (формирование целостной картины мира) : экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;
· Художественное творчество (приобщение к искусству) : организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;
· Художественная литература: чтение произведений татарских поэтов и писателей, устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, зазывали, пальчиковые игры и др.);
· Музыка: знакомство с творчеством классиков татарской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной деятельности, народных праздников, ознакомление с народными мелодиями, песнями, музыкой, музыкальными инструментами, танцами, танцевальными движениями
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.
Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. В систему физического воспитания дошкольников также активно внедряется национально-региональный компонент.
Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. Народная подвижная игра имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные игры называют кладезем национальной культуры. Многие народные подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.
Спортивные развлечения в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей. В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников и развлечений на основе народных подвижных игр: «Навруз», «Масленица», «Сабантуй», «Ярмарка народных подвижных игр», «Русские игры да забавы», «Смех да веселье», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. Впечатляет разнообразие народных подвижных игр: «Скачки», «Бег в мешках», «Разбей горшок», «Бег с коромыслами», «Бег с яйцом в ложке», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Жмурки» и т. д. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствуют активизации двигательной деятельности. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцом и не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.). Такие игры можно организовать командными, а можно провести как игры-аттракционы.
В дошкольных образовательных учреждениях на сегодняшний день идёт планомерная работа по реализации «Региональной программы дошкольного образования» (Шаехова Р. К. 2016г, учебно-методических комплектов по обучению детей татарскому языку. В связи с этим очень актуальным было разработка методического пособия «Подвижные игры на русском и татарском языкахдля детей дошкольного возраста» для инструкторов по физической культуре и педагогов ДОУ.
Для разработки методического пособия была сформирована творческая группа, в состав которой вошли инструктор по физической культуре Сергеева О. И., воспитатель по обучению детей татарскому языку Ямалиева Ф. Л. МБДОУ «ЦРР д/с» № 65 «Ивушка»; воспитатель по обучению детей татарскому языку МБДОУ №51 «Радуга» Тагирова З. З. ; воспитатель «ЦРР -д/с» № 1 «Бэлэкэч» Козлова Л. Н.
Цель методического пособия:
• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан;
• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привитие любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
• Привитие культуры здорового образа жизни на основе обычаев и традиций;
• Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие;
• Формирование ценностно-смысловых представлений о мире посредствам сказок, народной музыки, игр, праздников, танцев.
Эти цели реализуются в процессе интеграции образовательных областей обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Результаты использование подвижных игр в образовательной деятельности в течение учебного года заключаются в следующем:
• дети знают татарские народные игры и игры народов Поволжья, могут самостоятельно организовать знакомые игры и игровые упражнения с элементами соревнования; соблюдать правила игр.
• закрепление речевого материала происходит в игровой форме, что позволяет поддерживать интерес к языку, так как дети в непринужденной обстановке погружаются в языковую среду;
• по итогам диагностики повысились показатели физической подготовленности: ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.
Воспитатели групп закреплепляют пройденный материал в режимных моментах и отмечают, что у детей раскрываются творческие, организаторские способности, ребёнок учится самостоятельности.
В течении учебного года родители имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей на открытых занятиях ОД и принимать активное участи в совместной деятельности на спортивных мероприятиях.
Данное разработаное методическое пособие опробировано и пользуется успехом у коллег нашего детского сада, а самое главное приносит пользу и радость детям.
Пособие имеет:
- рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры гуманитарно-педагогических наук Альметьевского государственнго института муниципальной службы Осиповой Л. Ф. ; старшего преподавателя по физической культуре Альметьевского государственнго института муниципальной службы Гуртовой М. Е. ;
- Награждена Дипломом 2 степени на Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация» в номинации «Методические разработки для специалистов ДОУ/ Инструктору по физической культуре».
- Материал опубликован на сайте интернет – проекта «Сетевое сообщество работников образования».
- Презентация пособия награждена на Международном интернет-конкурсе для педагогов СО-ТВОРЕНИЕ УСПЕХА, направление: учебно-методические работы, название конкурса «Использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО и учебно-методических комплектов». Диплом лауреата 3 степени. № 003515 от 19.07.2015
Практика показала, что народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий, должны служить для укрепления здоровья детей. Они являются эффективным средством формирования положительных взаимоотношений сверстников в группе детского сада, также ценны и в педагогическом отношении, так как оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству, физически укрепляют детей.