Лаура Жулмуканова
Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ с. Березовка»
группа дошкольного образования
Энгельсский район Саратовская область[/b]
[/b]
Сообщение из опыта работы:
«Реализация художественно-эстетического образования на основе интеграции разных видов деятельности».
Подготовила и провела воспитатель:
Жулмуканова Лаура Серкалиевна
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте.
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов : словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Задачи художественно-эстетического развития
• Приобретение теоретических знаний;
• Формирование практических умений.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
• построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
• формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
• ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
• посещение выставок, концертов, экспозиций;
• приобщение к работе родителей;
• организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения;
• средства ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия;
• создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления.
Вовлечение семьи в образовательный процесс.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки сделанные совместно родителями и детьми. Родителей привлекаем к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Воспитатели оформляют информационные стенды.
Приёмы и методы эстетического воспитания
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников
Наглядные Словесные Практические
• Наблюдение;
• визуальное обследование предметов;
• рассматривание образца;
• изучение картин, репродукций и иллюстраций;
• демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);
• анализ детских работ;
• игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации). • Ситуативный разговор;
• метод сравнения картин;
• искусствоведческий рассказ, художественное слово;
• символическое моделирование;
• использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);
• указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;
• игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии). • Отрабатывание формообразующих движений рукой;
• доведение движений до автоматизма;
• работа на черновиках.
Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания
Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:
• Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности : белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь, карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
• Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.
• Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.
Виды художественно-эстетической деятельности
Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.
Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика
Вид деятельности Характеристика
Изобразительная деятельность Рисование Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.
Лепка В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.
Конструирование и аппликация Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.
Музыкальная деятельность Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.
Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.
Театральная деятельность Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности : развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
Художественно-речевая деятельность Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.
Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.
Реализация художественно-эстетического образования не возможна без интеграции разных видов деятельности, таких как:
Познавательно-исследовательская деятельность. Реализация происходит с помощью наблюдений, опытов, экспериментов в ходе непосредственной образовательной деятельности, организованной образовательной деятельности и прогулки.
Проведены: ООД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)». Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
НОД «Две вазы». Изучение свойств стекла и керамики.
ООД «Человек и песок».
НОД «Откуда появилась русская матрешка». Проект «Русская матрёшка».
НОД «Дымковская игрушка».
НОД «Золотая хохлома».
НОД «Городецкая роспись».
Прогулки.
Игровая и физическая деятельность. Реализация происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности, организованной образовательной деятельности (развлечения) и игры:
• Игры с природным материалом;
• Игры пальчиковые;
• Дидактические игры;
• Подвижные игры;
• Хороводные игры;
• Игры речевые;
• Сюжетно-ролевые игры.
Трудовая деятельность.
• трудовые поручения
• самообслуживание
• коллективный труд
• дежурство.
1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)
2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.
3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой.
4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников.
Вывод:
* Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества. Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно- эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.
* Взаимосвязь художественно – эстетического развития в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к продуктивным видам деятельности, таким как: рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, музыке повышению эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Художественно – эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.
* Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.