Елена Горбикова
Развивающий потенциал музыкального фольклора в условиях дополнительного образования детей
Современное состояние гуманитарного образования школьников можно характеризовать с позиции совершенствования процесса в самых разных его направлениях. Так, образовательная область «Искусство», предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, перенять духовный опыт предыдущих поколений, освоить непреходящие ценности культуры, в том числе и культуры народной. Будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта, фольклор всегда чутко отзывался на запросы людей. Являясь одним из действенных и ярких средств народной педагогики, он всегда таил в себе огромные дидактические возможности. Развитие теоретической мысли и практика показали, что:
Публикация «Развивающий потенциал музыкального фольклора в условиях дополнительного образования детей» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
обогащение педагогического процесса фольклором служит действенным методом гуманизации воспитания ребёнка;
• фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей;
• детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации;
• в силу своей синкретической природы, укоренившимися традициями свободного варьирования, импровизации, фольклор является благодатной почвой для формирования у детей творческих способностей.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
В работах многих исследователей (Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Л. В. Кокуева, Л. Е. Стрельцова, Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина[9,100], Е. Г. Речицкая, О. Н. Грачева и др.) отмечается важность приобщения ребенка в устному народному творчеству, определяются цели и задачи знакомства с произведениями фольклора, разрабатываются методы и приемы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.
Целенаправленное и систематическое использование музыкального фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в период детства.