Жанна Сухачева
Развивающая среда для позитивной социализации ребенка в обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Постоянно меняющиеся условия, в том числе и социальные, оказывают влияние и включают человека в новые виды деятельности и отношения, вынуждают выполнять новые социальные роли, новые требования.
Очень важная ступень в развитии каждого ребенка период дошкольного образования, так как именно в этот период закладываются основы умственного, нравственного, физического, психического развития, основы здорового образа жизни.
Публикация «Развивающая среда для позитивной социализации ребенка в обществе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важнейшей и актуально значимой темой в процессе формирования личности ребёнка является приобщение к социальному миру, так как это предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Внимание к проблемам социализации связано с тем, что в настоящее время объективная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, что приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2, ст. 2) и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ч. 2, п. 2.3, 2.4) особо выделяется образовательная область «Социализация детей дошкольного возраста», как деятельность, которая направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
С точки зрения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского социализация – присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка возможно только через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым; которыми выступают как педагоги, так и самые близкие люди-родители.
Одним из важнейших факторов развития детей является развивающая среда как организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития личности ребенка. Среда развития может и должна служить фоном и посредником во взаимодействии взрослого и детей, где каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в детском сообществе.
Есть система педагогических условий, которые позволяют добиться высоких результатов в социальном развитии детей дошкольного возраста.
Педагогические условия:
1. Развивающая среда;
2. Игровая деятельность;
3. Профессиональное общение между педагогом и детьми;
4. Партнерские взаимоотношения с родителями.
1. Развивающая среда.
Одним из основных педагогических условий для социализации детей выступает организация развивающей предметно-пространственной среды в нашем образовательном учреждении. Она обеспечивает чувство психологической защищенности, атмосферу эмоционального комфорта, помогает формированию личности, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностей для выбора различных материалов, способов и участников в совместной деятельности и общении. Грамотно созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, а также желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. У нас созданы зоны общения с любимыми игрушками и друзьями, которые включают: яркие игровые атрибуты, сюжетно-ролевые игрушки, как для мальчиков, так и для девочек для формирования принятых эталонов мужественности и женственности.
Игровая зона для мальчиков.
Содержит: инструменты, машинки, конструктор, кубики, мозаика, и т. п.
Доступная и привлекательная для детей развивающая среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, взаимоотношений, бережного отношения друг к другу.
Развитие речи.
[ Уголок патриотического воспитания
В уголке есть символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями Воронежа, столицы, страны, а так же собраны фотографии и иллюстрации с памятниками и достопримечательностями родного края, оформлен альбом для знакомства с русскими народными традициями и бытом.
Уголок экспериментирования
Наполняемость:
природный материал, камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги, мох, образцы стекла пластмасс и металлов, проволоки, веревки и нитки.
Инструменты:
мерные ложки, стаканчики, колбы, стеклянные сосуды, воронки для фильтрования, пинцеты, поролон.
Приборы:
предметы разной величины, лупы разных размеров, компас, песочные часы, микроскоп, различные емкости, весы, формы и многое другое.
Имеется картотека проведения экспериментов.
Театральный уголок.
2. Игровая деятельность.
Социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому в студии раннего развития педагогами постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме, которая будет интересна детям. Для этого мы применяем различные виды игр:
Ритмические: связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма.
Дидактические: направлены на соблюдении определенных правил и умении детей договариваться о них.
Коммуникативные: включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов.
Ситуативно-ролевые, сюжетно-ролевые: направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях.
Творческие: подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы).
Игры-инсценировки: включают проигрывание детьми проблемной ситуации).
Игры-дискуссии: (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации).
В процессе игры дети дошкольного возраста усваивают различные социальные роли, нормы и правила поведения в обществе. Они проигрывают схемы, функции тех ролей, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Причем они осваивают даже те социальные роли, которые могут и не пригодиться в дальнейшем.
Социализация детей осуществляется не только через игру, но и через разнообразную детскую деятельность: коммуникативную, познавательную, исследовательскую, проектную, где происходят активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленности ребенка, приобретается социально – индивидуальный опыт.
В качестве примера можно привести наши традиционные педагогические приемы:
минутки общения : интересные коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых помочь детям снять эмоциональное напряжение после занятия, поддерживать атмосферу доброжелательности и радости.
дружеские посиделки: беседы в конце занятий (10 минутные переменки, цель – закрепить позитивные переживания детей, полученные в течение занятий, развить способность к рефлексии, способность радоваться успехам своим и групповым.
групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов, поздравления с праздниками и т. д. Создают ощущения общности в группе, безопасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.
общие групповые дела: это создание коллективных творческих работ, музыкальных номеров на определенные темы, отражающих события и общие интересы в детском коллективе и др. В эту деятельность могут включаться и родители.
3. Профессиональное общение между педагогом и детьми.
Позиция педагога состоит в уважении к личности ребенка, создании благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, через создание помогающих, конструктивных отношений. Такой тип общения характеризуется со стороны педагога искренностью чувств, теплым принятием и высокой оценкой другого человека, способностью видеть его мир и его самого, как их видит ребенок. В процессе деятельности у детей часто возникают ситуации, которые требуют особой психологической поддержки. Наравне с положительной поддержкой возможна и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание негативно возникающих ситуаций, неудач. В связи с этим педагоги используют правила и договоренности, которые способствуют созданию комфортного психологического климата. Пример: взрослый-педагог, как «друг» показывает игровые действия, способы для совместных детских игр, общения и для преодоления неблагоприятных ситуаций в общении со сверстниками; используя при этом считалки, поговорки и т. д.
4. Партнерские взаимоотношения с родителями.
В семье ребенок усваивает определенную систему ценностей и социальных норм, впитывает в себя культуру общества. Семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Поэтому очень важно, чтобы между родителями и педагогами выстраивались партнерские отношения с общими требованиями, правилами.
Родители, включаясь в непосредственную совместную творческую деятельность с детьми, становятся активными участниками образовательного процесса, и объективно процесс социального развития детей происходит позитивно и приносит максимальный результат.
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что социальное развитие детей идет под воздействием и при содействии взрослых, будь то родители или педагоги. И мы должны помочь ребенку открыть перед ним мир, показать интересное и многогранное будущее. Мы стремимся создать условия, при которых каждый ребенок может стать не только активной творческой личностью, способной к самореализации, но и умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Тем самым ребенок, Личность, начинает выстраивать концепцию своей жизни и свое место в ней, что мы рассматриваем как компоненты самосознания и мировоззрения.