Марина Чеснокова
Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство умственного и физического развития ребенка
Предметно-развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и служит источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовать познавательно- эстетические и культурно- коммуникативные потребности в свободном выборе.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство умственного и физического развития ребенка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предметно-развивающая среда нашей группы разнообразна и учитывает возрастные особенности детей. Так как наша группа разновозрастная (с 1 г. до 3.5 лет, то и подбор дидактического материала для занятий также разный. Игры-занятия для детей проводим по подгруппам, в перспективном планировании учитываем возрастные особенности детей и уровень их нервно-психического развития.
Одной из основных потребностей ребенка, как растущего организма, является потребность в движении. Для того, чтобы дети большую часть времени проводили в движении в группе имеются различные материалы и оборудование: мягкие модули, мячи, обручи, горки, качели, большие машины. Свободное пространство группы организовано для развития большей двигательной активности детей и проведения подвижных игр на ковре.
Каждое утро начинается с гимнастики под веселую музыку, что способствует включению детей в образовательный процесс ненавязчиво, в игровой форме.
В нашей группе есть физкультурный уголок, где имеется весь необходимый инвентарь для проведения физкультурных занятий и подвижных игр (спортивные дорожки, гимнастические палки, мячи, обручи). Дети очень любят играть в подвижные игры : "Догонялки", "Самолеты", "Солнце и дождик". Например, на физкультурных занятиях и гимнастике особую активность проявляют Ульяна А. и Влад М. и наши малыши: Сережа Б. и Слава Ш. Как средство релакса уже после длительных подвижных нагрузок используем большой мягкий модуль "Черепаха". Особенно заниматься на ем любят детки младшего возраста.
Музыкальные занятия тесно связаны с двигательной активностью наших детей. Раннее детство-период благоприятный для слухового восприятия. Педагоги создают условия для экспериментирования ребенка со звуками. В нашей группе есть музыкальные инструменты: металлофон, бубны,барабан, дудочки, гитары, много музыкальных и говорящих игрушек. С детьми я часто слушаю детские песенки и аудиозаписи-звукоподражания животным и птицам. В игры-занятия часто включаю упражнения на развитие слухового восприятия:
"Где звенит?", "Послушай, кто там кричит?".
Период от 1 года до 3 лет является сензитивным для развития речи. Овладение детьми активной речью происходит в процессе как речевой, так и неречевой деятельности, при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями окружающего мира.
Для речевого развития детей в нашей группе очень много дидактических пособий и игрушек (мягкие книжки-малышки, детские книжки для чтения рассматривания, мягкие игрушки, наборы картинок, кукольный театр и т. д.)
Оформление группы также способствует тому, чтобы в процессе игры, ненавязчиво, развивать речь ребенка. В оформлении стен присутствуют изображения птиц, животных, насекомых,рыб, времен года и сюжетов из художественных произведений. Оформление потолка в виде зонтиков с капелью означает приход весны. На занятии по развитию речи беседуем на тему времени года за окном, привлекаю внимание детей к потолку. ("Ой, что это?Кап, кап, капает капель. Пришла весна, солнышко стало греть, согрело снежок, снежок тает и капает с крыш. Кап, кап. Что это? Капель".
На занятиях по развитию речи использую крупные картинки с изображением животных. Ребенку, особенно с нарушением в развитии, сложно перейти от восприятия объемного предмета к его плоскостному изображению. Для того, чтобы оживить процесс знакомства с картинкой, сделать работу с ней занимательной для ребенка, я постепенно перехожу от игрушки к изображению предмета на плоскости. Например, знакомлю детей на одном занятии с мягкой игрушкой-медведем, читаю потешки, интонационно выражаю голос персонажа. а через занятие повторяю то же самое с картинкой.
Для сенсорного развития и развития мелкой моторики пальцев рук в группе имеются различные материалы:матрешки,вкладыши, пирамидки, мозаики, шарики с желобком для прокатывания, сенсорные коврики. Для овладения навыками конструирования занимаемся с мелким конструктором и совершаем постройки из крупного.
В свободной игровой деятельности дети играют с куклами, детской посудкой, катают коляски и машины. Малыши любят играть с игрушками-каталками (пчелка, черепаха, божья коровка и т. д)
Предметно-развивающая среда нашей группы отвечает всем требованиям комфортности и безопасности, учитывает возрастные особенности детей, служит средством физического и умственного развития.