Хестанова Рита Борисовна
Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке группы
Хестанова Р. Б.
Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке группы
В нашем детском саду можно целыми днями проводить время на свежем воздухе, что позволит максимально укрепить детский организм. Педагоги нашего детского сада тщательно продумывают, как организовать работу с детьми на прогулке так, чтобы удовлетворить потребность растущего организма в творческой, познавательной и двигательной деятельности.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление участка» февраль 2021
Одной из задач ФГОС является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
В нашем дошкольном учреждении, как и во всей системе дошкольного образования, в своей работе мы применяем разработки, технологии, методики. Они помогают нам поднять уровень дошкольного образования на более качественную ступень.
А для этого нам нужна РППС (развивающая предметно-пространственная среда, «это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы
Другими словами, развивающими должны быть не только предметы среды, но и пространство группы, всего детского сада, прилегающей территории. Они должны нести развивающую функцию, давать возможность развитию социальных навыков воспитанников.
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать требованиям ФГОС ДО.
Формируя предметно- пространственная развивающую среду
на нашем участке, мы руководствовались следующими принципами:
Насыщенности (обеспечивают активность воспитанников в разных видах деятельности, дают возможность проявлению творчества, инициативы и самостоятельности)
Трансформируемости (изменяется в соответствии с образовательной ситуацией, от меняющихся интересов и возможностей детей)
Полифункциональности (объекты выполняют разные функции, решают разные задачи, по-разному используются в детской деятельности)
Вариативности (наличие различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования)
Доступности (предметы развивающей среды доступны детям для активного пользования)
Безопасности (все элементы РППС сертифицированы, соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования в соответствии с СанПином)
При оборудовании территории участка мы учитывали следующие условия:
большая часть площадки свободна от каких-либо устройств и предназначена для подвижных игр
игровые снаряды расположены на положенном СанПином расстоянии друг от друга
все сооружения украшают площадку, делают ее нарядной и привлекательной
созданы условия для группового рассредоточения детей, есть возможность объединяться по интересам, учитываются индивидуальные и возрастные особенностей развития.
Все это способствует всестороннему развитию детей : эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологическому. Развивающая среда помогает формировать системные представления о предметном, природном, социальном мире.
На нашем участке имеется игровое оборудования: горкой,, лодки -качалки, качели, столы, скамейки.
Спортивное оборудование: бревно для развития равновесия, дуги. Обязательно выносится на участок атрибуты для спортивных игр:, скакалки, обручи, кегли, ракетки для игр в бадминтон, мячи разных размеров, корзины для метания и т. д. ,
Наша веранда оборудована для игр детей по интересам: есть материал для рисования, конструктивных игр, лепки, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом, общения детей с книгой, настольно–печатные игры.
Так же есть все необходимое для организации сюжетно-ролевых игр, театрализованной, экспериментальной, игровой, трудовой деятельности.
Невозможно представить себе участок детского сада без песочницы.
Игры с песком – любимая детская деятельность, они способствуют оздоровлению и закаливанию. Создание и обыгрывание построек обеспечивает развитие детского творчества. Действия с песком развивают мелкую моторику, ручную умелость. Игры – манипуляции с песком вызывают у ребёнка чувства удовольствия, радости, а это благотворно сказывается на работе всех функций и систем растущего организма. Развивается тактильная чувствительность, воображение, фантазия, воспитывается умение работать в коллективе, доводить начатое до конца. У детей развивается умение договариваться, планировать и осуществлять строительство, обсуждать свои и выполненные другими детьми постройки из песка.
Прогулочный участок группы можно поделить на функциональные зоны:
Игровая зона – на участке, совместно с родителями и администрацией детского сада, мы возвели транспортные средства : корабль, лодку, машину, мотоцикл. Дети с удовольствием отправляются в далёкие путешествия, учатся взаимодействовать друг с другом, изучают правила дорожного движения.
Зеленая зона - это специально оборудованные уголки для проведения наблюдений и бесед. Для развития трудовой деятельности на участке имеются яркие цветочные клумбы, которые способствуют развитию познавательного интереса, экологических знаний, наблюдениям и умозаключения детей.
Организация трудовой деятельности воспитанников осуществляется на участке. Дети не только совместно с воспитателем помогают наводить порядок на веранде, территории участка. Выполнение трудовых действий способствуют укреплению мышц, развитию общей мелкой моторики ребё
Эксперементально-исследовательская зона - во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, песок, глина, земля, вода - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.
Экологическая тропа - создается с целью знакомства детей с миром естественной и преобразованной человеком природы, представляет собой легко преодолимый маршрут с экскурсионными объектами.
Спортивно-оздоровительная зона - для привлечения детей к оптимальной двигательной активности, развития двигательных умений, для укрепления здоровья детей. Во время прогулки дети играют, много двигаются, учатся преодолевать различные препятствия, становятся ловкими, сильными, смелыми, выносливыми. У них укрепляется мышечная система, вырабатываются двигательные умения и навыки, повышается жизненный тонус.
Специализированные зоны - предусматриваются на участке в зависимости от реализуемых детским садом образовательных программ :
Оборудование по ПДД, ОБЖ, ППБ.
равильно созданная РППС, организованная прогулка детей на участке ДОУ, способствуют привитию здорового образа жизни, укреплению здоровья, развитию двигательной активности, а также формированию положительного эмоционального состояния воспитанников.
Список литературы:
Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева. - Москва 2014. -89