Тамара Щербакова
«Развивающая педагогика оздоровления». Физическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Осуществляя работу по физическому развитию, я постоянно нахожусь в поиске наиболее оптимальных методов физического развития детей. В нашем детском саду, начиная со среднего дошкольного возраста реализуется программа В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления».
Слайд 2
Основные черты программы
1. Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Публикация «„Развивающая педагогика оздоровления“, Физическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
3. Оздоровление – это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, “охрана здоровья” утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.
4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
5. Ключевой принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – индивидуально-дифференцированный подход.
Слайд 3
Основные принципы развивающей педагогики оздоровления.
1. Развитие творческого воображения – необходимого внутреннего условия при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.
Благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда распространенных заболеваний (ОРВИ, отдельных нарушений опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта). Например: в процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа холод-тепло, имитация перехода от одних внутренних состояний (настроений) к другим, противоположным (напряженность-легкость, усталость-бодрость).
2. Формирование осмысленной моторики.
Используются специально разработанные упражнения для формирования устойчивого тактильного ощущения отдельных правильных положений своего тела при помощи специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений) по типу «Замри», «Орел в полете». Самостоятельное придумывание контрастных поз-перевёртышей («Собака на заборе», «Кошка в мышиной норке»)
3. Формирование осмысленной моторики.
Используются специально разработанные упражнения для формирования устойчивого тактильного ощущения отдельных правильных положений своего тела при помощи специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений) по типу «Замри», «Орел в полете». Самостоятельное придумывание контрастных поз-перевёртышей («Собака на заборе», «Кошка в мышиной норке»)
4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Упражнения становятся своеобразной формой неречевого общения детей, через тактильный
контакт дети выражают свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывают получить ответ на свое обращение. Например, делая массаж друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Массаж становится своеобразной формой невербального общения, движения и прикосновения носит смысл адресованного обращения одного ребёнка к другому.
Слайд 4
Программа включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы :
1. Приобщение детей к физической культуре.
2. Развивающие формы оздоровительной работы.
Полноценное физическое развитие дошкольника-это не только формирование двигательных умений и навыков, но и развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, осознание собственных телесно-психических возможностей. Тело для растущего человека - особая реальность, которой ему предстоит овладеть, иначе оно так и останется неразвитым. Общим показателем состояния физического здоровья является не сама по себе подвижность тела, а способность человека испытывать «мышечную радость» от движения
Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта необходимо осуществлять комплексный подход для успешного решения проблем физического воспитания дошкольников. С данной целью необходимо воспитывать у ребенка способность регулировать значимые для него природно- и социально-экологические связи через особые формы двигательно-игровой деятельности. Развивающая двигательно-игровая деятельность ребенка благотворно сказывается на его психофизическом развитии, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости. Развитие двигательно-игровой деятельности носит ярко выраженный творческий характер. Культивируется осмысленное отношение к своему телу, его состояниям и возможностям.
Слайд 5
Приобщение к физической культуре – творческий процесс.
Приобщение к физической культуре разворачивается как процесс проблематизации. Она может протекать в форме создания двигательных перевертышей. Например, в подвижной игре «Обезьянки» дети вначале изображают послушных обезьянок, которые старательно копируют движения. Но обезьянки устают и начинают быть непослушными. Ребята самостоятельно придумывают совершенно другие движения.
Развивающая педагогика оздоровления предлагает игровые варианты занятий и упражнений, направленных на приобщение дошкольников к физической культуре.
Разучивание основных движений провожу в игровой форме под чтение стихов, например:
Словно Маугли из книжки,
Вам, девчонки и мальчишки,
Покажу я свой прыжок.
Раз-два-три-четыре…
Скок!
Использую игровые имитации в паре. Большой интерес вызывают упражнения на ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические движения, упражнения на мышечное расслабление. Оправдывает себя использование фольклорных игр разных народов, игры-аттракционы, считалки для подвижных игр. мостоятельно придумывают совершенно другие движения
Слайд 6
Развитие двигательного воображения.
Двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики.
*Проекты будущих движений, которые воплощаются в новых, нестандартных ситуациях. Так, например, придумывание новых способов применения предметов спортивного инвентаря (мяч раскручивать по полу, словно волчок, раскачиваться на нем, как на качелях);
*придумывание названий будущих движений. Например: два мальчика скрещивают руки, на которые садится девочка, после чего мальчики доносят ее до определенного места. Задача состоит в том, чтобы придумать название для этого сюжета. Дети предлагают свои названия, например: «Носильщики», «Богиня», «Принцесса в карете»;
*подвижные игры Развитие двигательного воображения совершается в том случае, если в процессе подвижных игр создаются ситуации разрыва двигательной деятельности детей. Например: один ребенок изображает зайца, другой-охотника. В какой-то момент заяц превращается в охотника, который преследует волка. Тогда волк превращается в дерево, а охотник птицей, которая садится на дерево. Затем дерево превращается в болото, стремящееся поглотить птицу, а той ничего не остается, как стать лягушкой. Предположим, ребенок испытывает затруднения при подбрасывании мяча одной рукой и попытке поймать его другой. Ребенку предлагается немного отдохнуть, в то время как руки будут работать вместо него. Таким образом, ребенок вводится в зону ближайшего развития своих двигательных возможностей.
Слайд 7
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
А. Моссо
Слайд 8
Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов.
В. В. Гориневский
Слайд 9
Применяю в практике образовательной работы:
* комплекс оздоровительных упражнений для горла;
* точечный массаж и самомассаж;
* упражнения, исправляющие осанку и для профилактики плоскостопия;
* упражнения по развитию мелких мышц руки;
* на развитие мимики;
* элементы психогимнастики;
* элементы дыхательной гимнастики;
* пальчиковую гимнастику
Слайд 10
Содержание развивающей и оздоровительной работы в средней группе.
1. Введение эталонов основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, лазание и др.)
2. Создание условий для осмысления движений как предпосылки формирования произвольной моторики.
3. Развитие способности к эмоциональному переживанию движения как «события».
Воспитание двигательной самостоятельности.
Слайд 11
Упражнения и задания в ходьбе:
*ходьба с принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов);
*ходьба, выражающая внутреннее состояние и настроение (усталая походка, бодрая походка)
Упражнения и задания в беге:
*бег в разных направлениях со сменой темпа;
*выразительный бег (легкий бег, бег от опасности)
Упражнения и задания в прыжках:
*прыжки с принятием игровой роли (лягушки, кошки);
*спрыгивание с высоты с поворотом тела.
Упражнения и задания в ползании (лазании) :
*имитация движений ползающих животных (змеи, жука);
*ползание на четвереньках со сменой направления и скорости.
Упражнения и задания в бросании (метании) :
*игровое упражнение «Что можно делать с мячом?» (с обручем) – демонстрация различных способов использования.
Слайд 12
Упражнения и задания в равновесии:
*вхождение в образ канатоходца (ходьба по веревке);
*упражнение «Пропеллер» (кружение в обе стороны стоя на полу, руки в стороны).
Упражнения и задания на принятие и сохранение позы:
*игровое упражнение «Замри»;
* игровые задания: имитация поз животных (спящая кошка, лев перед прыжком, изображение неживых предметов по образцу (чашка, стул).
Упражнения и задания на развитие мелких мышц рук :
*упражнение «Радужные брызги» (встряхивание кистей в разном направлении и ритме);
*гимнастика для пальцев («Моя семья», «Пироги»).
Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики:
*демонстрация и воспроизведение выражения на лице разных эмоциональных состояний (радость, испуг, удивление).
Слайд 13
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
Главная составляющая успеха - правильная мотивация, ощущение удовольствия, радости от движения.