Татьяна Порохова
Развиваем речь ребёнка с раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.
Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.
Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение предметов.
Перестраивается под влиянием речи и процессы памяти, изменяется характер деятельности ребёнка.
Сначала, как мы знаем, игра для ребёнка - это действие с предметами
Темочки:
Под влиянием неоднократно повторяющихся и разнообразных внешних раздражителей, получаемых от окружающей среды, действия ребёнка усложняются. Ребёнок общается со взрослыми, речь становится средством общения, т. е. начинает выполнять свою основную, главную функцию.
Через слово происходит взаимоотношение маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других людей. Для своевременного и полноценного развития речи детский сад учитывает следующие факторы:
- обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;
- установление положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой;
- создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки и слова.
Какова же роль родителей в развитии речи детей?
Ваш малыш хорошо развивается, вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чём говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, и всё-таки он не разговаривает. Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками стоит ли волноваться или ещё немного подождать?
Вполне вероятно если в период от 1,5 до 2 лет ребёнок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего, это допустимый вариант нормы. Но если после двух лет малыш не заговорил, надо понять причину и помочь ребёнку. Остановимся на советах, которые помогут вам, родители.
1. Проверьте слух ребёнка
Если есть малейшие подозрения, что у ребёнка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращённую к нему речь,не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.
2. Разговаривайте с ребёнком больше и чаще
Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте всё, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов. Потребность ребёнка в речевом общение со взрослыми должна всячески поддерживаться. Важную роль при этом играет воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребёнка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания- и только в этом случае исполнять их. Ребёнок подражает взрослому, поэтому родителям важно следить за своим произношением. Говорить не торопясь, чётко произносить все звуки и слова. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, произносить усечённые слова (бибика, ляля, нельзя сюсюкать
3. Обратите внимание на строение артикуляционного аппарата
Отклонение в развитии зубов, неправильный прикус-повод обратиться к специалистам, чтобы вовремя выявить патологию зубочелюстной системы и предупредить дефекты речи.
4. Избавьтесь от лишней словоохотливости
Излишняя словоохотливость взрослых может быть причиной отставания в развитии речи ребёнка. Среди обилия не понятных слов, незнакомых слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка. Приучайте ребёнка к тому, чтобы за словами и выражениями стояло конкретное содержание.
5. Развивайте мелкую моторику ребёнка
Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движение пальцев рук ребёнка достигает достаточной точности и силы.
Начать тренировать пальчики ребёнка нужно как можно раньше. Вы можете:
-Делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приёмы массажа вам покажет профессиональный массажист.
-Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры- потешки, типа «Сорока- белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают речь и движение. Их развевающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых вы найдёте разнообразные полезные и весёлые упражнения для развития пальчиков.
-Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что всё чаще обувь детей имеет липучки, развязывание узелков на шнурках - это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами, лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, верёвочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте о конструкторах. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.
6. Давайте детям речевые задания
Более простые из них- это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учить произносить слово правильно. Более сложные - когда ребёнка просят :«Пойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку»
Таким образом, взрослый даёт ребёнку образец речи (пример использования речи в конкретных условиях общения, способствует формированию грамматической, лексической правильности речи. А также ребёнок учится сознательно, осознано строить свою речь. Воспитывается культура речевого общения, речевого поведения ребёнка.
7. Читайте книжки ребёнку, рассматривайте картинки
Уже в раннем возрасте ребёнку нравится слушать рассказы стихи сказки. Он учится понимать речь- рассказ, содержание которых в настоящий момент нет перед глазами. Ребёнок получает возможность познавать действительность через слова. Используйте для рассматривания предметные и сюжетные картинки. Малыш с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно рассказывать, что является предпосылкой связной речи.
Не маловажно знать, что делать нельзя
1. Не требуйте от ребёнка невозможного. Не приставайте с постоянной просьбой: «Скажи, «повтори», «назови».Это совершенно точно не поможет ребёнку заговорить.
2. Не упрекайте его за то, что он всё ещё не говорит. Ни в коем случае не наказывайте малыша за это. Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения меду вами буду испорчены. Кроме того ощущения, неуспеха порождает у ребёнка чувство тревоги.
3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребёнка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.
4. Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребёнка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести ребёнку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет».
Сейчас я предлагаю вам провести игровой тренинг. В предложенные игры вы можете играть в любое время, в любом месте. На время вы будите моими детьми.
1) «Сочини сказку». Родителям предлагается набор предметных картинок, расположенных цепочкой: ромашка, петух, река, корова, дети и т. д. Нужно сочинить сказку или рассказ, используя эти картинки.
2) «Найди клад». В сухой бассейн (коробка наполнена сухим горохом) зарыть какую-нибудь маленькую игрушку. Предложить детям найти её. Летом можно искать клады в сухом тёплом песке.
3) «Кто что делает?». Предлагаются карточки с изображением людей различных профессий: врач (лечит, слушает, смотрит, записывает, повар (варит, режит, готовит) и т. д
4) «Чудесная коробочка». Спрятать в коробочку 4-6 игрушки. Вспомнить, какие игрушки спрятались в коробочку
5) «Доскажи словечко» Говорить первый слог слова- ребёнок говорит окончание (ма- шина, ма- ма, ма-лина, ма- ша)
6) «Запомни и назови». Рассмотреть яркую, цветную картинку с простым сюжетом в течении одной минуты. Спрятать и спросить: «Что ты видел?»
7) «Путаница». Знает это ребёнок любой у апельсина цвет голубой (дети называют правильный ответ). Кошка- лает, утка- гавкает, самолёт- плавает, трава- красная и т. д
8) «Прятки-догадки». Ставить игрушку в разные места. Куда спрятался зайка? (под стул, под стол, на стул, за дверь, в шкаф
9) «Один много». Использовать домашние предметы. (одна тарелка, много- тарелок, один стул, много- стульев)
10) «Закончи предложение».
-мама купила в магазине…
-папа принёс из леса… и т. д.
Закончить своё выступление мне бы хотелось стихотворением Ш. Амонашвили:
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей.
Перестаньте ссорится и злиться,
Постарайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всём на свете говорите.
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять-
Каждый шаг не нужно проверять.
Мненье и совет их уважайте,
Дети - мудрецы, не забывайте.
И всегда надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать
Вам тогда детей не потерять.
Список литературы:
1) «Мир детства. Дошкольник»/ Под ред. А. Г. Хрипковой
2) «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» Учебно-методическое пособие.
3) «Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор О. Ушакова
4) Материал с интернет-сайта