Светлана Глущенко
Консультация «Развиваем ребенка посредством игр»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе развития и формирования речи задействуется все тело ребенка и это не шутки. Упражнения на мелкую моторику и активные игры способствуют формированию речи не меньше, чем тренировка речевого выдоха или артикуляционные упражнения.
Дети 3-х лет очень часто обладают теми или иными нарушениями в речи. Это связано сразу с несколькими причинами:
бедный словарный запас;
недостаточно развитый речевой аппарат;
слабый речевой выдох.
Темочки:
И если первый пункт можно развивать в процессе взросления малыша, то остальные требуют своевременной и тщательной проработки.
Заниматься с ребенком можно самостоятельно, для этого подойдут многие упражнения из тех, что практикуют специалисты на сеансах. Однако только под присмотром квалифицированного логопеда можно добиться максимальных результатов за короткий срок. Домашнюю практику при этом, конечно, никто не отменял.
Тренируем речевой выдох и играем в увлекательные игры
В основе любого детского обучения или тренировки должна лежать игра. Только так вы сможете заинтересовать ребенка, удержать его внимание и добиться желаемого результата.
Читайте также: Занятия с дефектологом для детей от 2 до 5 лет
В основе любого дыхательного упражнения лежит тренировка легких и умение управлять потоками выдыхаемого воздуха. Поэтому и игры строятся на простом, но эффективном взаимодействии с предметами. Здесь важно не то, что вы будете делать, а насколько увлекательно подадите занятие.
Волшебная трубочка
Главный инструмент в этой игре – небольшого диаметра пластмассовая трубочка для коктейля.
Выложите на столе кусочки бумажной салфетки или ваты.
Нарисуйте условный старт и финиш для своего «состязания».
Дуйте в трубочку наперегонки, подталкивая предметы к «финишу».
Победителя можно выбрать среди тех, кто первым пересек черту или провел до нее наибольшее количество предметов.
Меняйте диаметр для усложнения игры и придания интерактивности происходящему.
Живые тучки
Отличная интерактивная игра, которую можно тематически адаптировать, исходя из времени года или праздников.
На доступной для ребенка высоте подвесьте на веревочках бумажные тучки, бабочки, снежинки, листочки и пр.
Станьте перед ними и дуйте.
Критерием победы будет достижение «самая высока тучка» или общее количество приведенных в движение предметов.
При необходимости корректируйте сложность игры, увеличивая или уменьшая вес прикрепляемого к веревке груза.
Дальнее плаванье
Отличная игра, в которую можно играть всей семьей!
Первым этапом на пути к тренировке речевого дыхания станет улучшение мелкой моторики, что также благоприятно сказывается на качестве детской речи.
Итак, приготовьте несколько корабликов из пластиковых стаканчиков с бумажными парусами. Пускай они будут разного цвета и размера. Для большего вовлечения в игру дайте им название и даже нарисуйте команду корабля.
Затем возьмите большую миску, тазик или ванну и поместите этих смелых «мореплавателей».
Задача ребенка дуть в паруса и заставить кораблик плыть на противоположный «берег».
Играть можно даже во время купания, так вы поможете ребенку полюбить купаться и подарите много минут увлекательного приключения.
Чудо ветерок
Для этой игры идеально подойдут прозрачные стаканы для воды и сока с трубочкой в крышке. При отсутствии готовой емкости можно смастерить подобную конструкцию из пластикового стакана и крышки для коктейля.
Возьмите прозрачный стакан и насыпьте в него пенопластовых шариков, заполнив примерно треть объема. Для большего интереса и вовлеченности предложите ребенку самому насыпать шарики, а можно и предварительно раскрасить их в разные цвета.
Затем закройте крышку, установите трубочку и готово. Просто начинайте дуть в стакан и смотрите, как шарики начинают кружиться и летать, сталкиваясь друг с другом.
Такую игру можно брать с собой в поездку, использовать при рассказывании сказок и адаптировать под любую игровую деятельность, незаметно тренируя речевое дыхание малыша.
В целом структура таких упражнений проста и понятна, поэтому вы легко можете придумать свои игры, основываясь на интересах ребенка. По эффективности они не будут уступать своим аналогам, но смогут сильнее заинтересовать малыша.
Тренируем артикуляцию и укрепляем речевой аппарат
Это отличный повод подурачиться и устроить ребенку настоящий праздник озорства.
Повторюшка
Помимо своего прямого назначения игра поможет вспомнить названия животных и закрепить полученные ранее знания, а может и выучить что-то новое.
Вспомните, какие звуки издают животные, при этом активно цокайте, сопите, чмокайте и ухайте.
Будьте птенчиками и громко пойте разные звуки, вытягивая губы вперед. ААА, ООО, УУУ, а широко улыбаясь, протяните ИИИ и ЫЫЫ.
Повторять звуки можно до 5 раз, после чего можно сделать перерыв.
Не меняя игры можно изменить тему.
Как делает машина? «Биии-биии» (улыбаемся и протягиваем гласные);
Что мычит корова? «Муууу-муууу» (вытягивает губы в трубочку, и тянемся вперед губами);
Как принцесса поет песенку? «Ляяя-ляяя-ляяя» (опять-таки улыбаемся и протягиваем гласные);
Как гудит труба? «Тууу-дууу-дууу» и так далее.
Вы можете придумывать свои примеры, а также вовлекая ребенка в игру, предложить ему импровизировать, что поможет улучшить воображение и ассоциативное мышление.
Звукоподражание эффективно при разном темпе и несколькими повторами каждого звука.
Обезьянка
Еще один отличный способ развить мышцы, который придется по душе каждому озорнику.
Начните с обезьяньей мордочки. Для этого плотно прижмите губы к зубам, а после широко улыбнитесь. После можно выставить губы в трубочку и повторить манипуляции несколько раз подряд.
Показывайте язык. Меняйте скорость и длину высунутого языка, превращая дразнилку в эффективное упражнение сразу на несколько мышц.
Помимо этого можно повторить за котиком и «лакать» молоко из блюдца.
Улучшаем мелкую моторику и тренируем пальчики
Если про перебор круп и песочных картин знают многие, то о простых и эффективных играх ладошками, почему-то вспоминают не часто. А ведь это отличный способ увлечь ребенка 3-х лет простой, но крайне эффективной практикой.
Читайте также: Занятия логопеда с детьми 2-5 лет
«Домик». Сводим все плотно сжатые пальчики вместе и пытаемся сформировать крышу домика.
«Ежик». Скрещиваем пальцы между собой, плотно прижимая ладошки друг к другу, после чего выпрямляем пальцы вверх.
«Ножницы». Мизинец, большой и безымянный пальцы плотно прижимаем к ладоням, а средний и указательный вытягиваем вверх. В этом положении начинаем шевелить ими, повторяя движение ножниц.
«Озорная гусеничка». Все пальцы, кроме указательного, плотно прижимаем к ладони, а оставшимся «на свободе» пальчиком изображаем гусеницу.
Это лишь базовые упражнения, которые улучшают моторику рук и способствуют развитию речи в целом. Хотите усложнить задачу? Начните изучать вместе с малышом театр теней, простые фигуры в виде голубя будут ему особенно интересны и непременно получатся.