Семенова Марина
Конспект занятия «Развиваем грамматику, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям детей с ТНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Совершенствовать лексико – грамматический строй речи;
• Развивать глагольный словарь;
• Совершенствовать навыки построения сложного предложения;
• Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Коррекционно-развивающие :
Темочки:
• Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;
• Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата;
• Развивать голос и мимическую мускулатуру;
• Учить координировать речь с движениями;
• Развивать творческие способности детей.
Коррекционно-воспитательные:
• Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
• Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.
Коррекционно-оздоровительные:
• Развивать двигательную активность.
• Способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей путём использования гимнастики для глаз, релаксации.
Оборудование: компьютер, сладкие призы всем участникам.
Используемые технологии:
• игровые;
• ИКТ;
• Здоровьесберегающие.
Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты :
• развитие фонематического слуха;
• расширение активного словаря;
• развитие мышления, памяти, внимания;
• развитие учебной мотивации.
Билингвальный компонент: голова – бас, тело – дене, рука – ол, нога – ая.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Логопед: – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие мы назвали логопедическая игротека.
В течение всего занятия нас будет сопровождать весёлый, неутомимый, озорной… (появляется слайд с изображением Незнайки, дети называют его) Незнайка. МОЖНО ПРОИГРАТЬ НЕЗНАЙКУ.
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Логопед: – Он очень рад нашей встрече! Наш Незнайка, хочет посмотреть с каким настроением детки приходят в центр. Давайте покажем.
Логопед: – Упражнение «Мое настроение» :
Мы умеем улыбаться
Мы умеем удивляться.
Мы умеем сердиться.
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем улыбаться.
Логопед: – Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбку нашим гостям. Молодцы!
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Логопед: Все мы очень любим играть. Значит нас сегодня ждут разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет проявить себя. За каждый правильный ответ вы будете награждаться цветным жетоном, и в конце занятия мы определим нашего победителя.
4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.
Логопед: Итак, мы начинаем!
Однажды буквы поиграли,
Не по порядку в слове встали,
Но как им место отыскать?
Слова совсем нельзя понять.
И плачут буквы громко, дружно:
Кто нас расставит так, как нужно?
( На слайде появляются слова: СЕНЬО – осень, ЛАШКО – школа, БЯТАРЕ – ребята, ЖБАДРУ – дружба, ДОРАСТЬ – радость.)
Логопед: Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.
5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Логопед: Ребята, нам пришло срочное письмо. Кто же его автор? Мы узнаем это быстро, если отгадаем первые буквы названий картинок. (На слайде появляются картинки поочерё дно: Нос, енот, звезда, нота, арбуз, йогурт, конь, аист).
– Я думаю, что вы догадались. Конечно, это…. (Незнайка) Правильно, это наш озорник и выдумщик Незнайка. Что же он пишет? Ничего понять нельзя! Опять всё перепутал Незнайка:
– ПИСЬМО НЕЗНАЙКИ (Что за сутки? Еду я вторые шутки! Хочется к тигрятам мне быстрей попасть, в центре им отгадки трудные задать)
– Кто мне поможет прочитать, что хотел нам написать Незнайка?
– Молодцы! Видите, нужно употреблять слова в правильном значении. Сразу всё становится ясно.
6. КОНКУРС ЗАГАДОК ОТ НЕЗНАЙКИ:
Шёл урок, а он молчал-
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко прозвенел…. (звонок)
Будем весь урок писать,
Пригодится нам (тетрадь)
Он трудился весь урок,
От старания скрипел.
Отдохнуть на доску лёг.
Ну, конечно, это….(мел)
Все рисунки вмиг сотрёт,
Если в ход пойдёт она. (Резинка)
Она в учебнике живёт,
Страницы нужные находит,
И знает, видно, наперёд,
Какую тему мы проходим. (Закладка).
Логопед: Ребята, на какую тему выбрал наш Незнайка загадки? (О школе)
5. ФИЗМИНУТКА.
Логопед: Вместе с Незнайкой нам сегодня помогает наш друг-компьютер. И сейчас он поможем отдохнуть нашим глазкам. (слайд с тренажёром для глаз под музыку).
6. ОБОЩЕНИЕ. ИГРА НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Логопед: А чтобы вам получить заряд бодрости, мы с Незнайкой приготовили для вас весёлые стихи. Вы должны быть очень внимательными и отвечать «да» или «нет». Готовы? (Да)
В рифму дайте мне ответ
Словом «да» иль словом «нет».
Только вы не торопитесь,
На крючок не попадитесь!
В школе есть урок труда? (Да)
Борщ- полезная еда? (Да)
После завтрака обед? (Да)
Есть колёса у ракет? (Нет)
С улыбкой к зубному идём мы в кабинет? (Нет)
Нужен вечером нам свет? (Да)
Ест бензин велосипед? (Нет)
Вы весёлые всегда? (Да!)
7. РЕБУСЫ, ШАРАДЫ.
Логопед:
А теперь пришла пора
Отгадать нам, детвора,
Ребусы, шарады,
Чтобы все мы были рады! (Слайд с ребусами о школе)
– Разгадывание шарад и ребусов – это интересная игра! Они тренируют на ум, память и внимание! Сейчас мы станем двумя командами, и каждая команда получит своё задание. (Логопед загадывает по 1 шараде, и ребусу каждой команде) Шарады Можно Найти и Полегче!
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода,
ТА- слог второй,
А в целом – школьный столик твой (Парта)
Начало деревом зовётся,
Конец- читатели мои,
Здесь в книге целое найдётся,
И в каждой строчке есть они. (Буквы).
Первое предлог,
Второе- летний дом,
А целое порой
решается с трудом. (Задача)
Мне не пройти в ветвистый лес –
Мои рога в ветвях застряли,
Но обменяй мне Л на С –
И листья леса все завянут (Олень-осень)
В тетради я бываю
Косая и прямая.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СКОРОГОВОРКИ.
Логопед: Наш Незнайка, видя, как здорово вы отгадали все его загадки, справились с трудными ребусами и шарадами, хочет стать таким же умным и знающим. Давайте сейчас дадим ему полезные советы. А помогут нам, конечно, русские пословицы.
– Следующая игра-конкурс на знание русских пословиц. Закончи пословицу (слайд с началом пословиц об учении) :
Ученье – свет, а неученье- тьма.
Учиться- всегда пригодится.
Что твёрдо выучил, долго помнится.
Догадка хороша, а знание лучше.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Логопед: – Школа… Какую роль она играет в нашей жизни? (В школе мы учимся читать и писать, мы приобретаем новые знания). Я думаю, что пословицы о роли знаний в жизни человека пригодятся не только Незнайке, но и вам.
9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
Логопед: Сегодня на занятии мы с вами много говорили о школе. Даже Логопедическая игротека заставила нас задуматься о многом. Давайте подумаем, о каких важных вещах шёл сегодня разговор?
Выводы:
• Все буквы должны находиться на своих местах в слове, их нельзя путать;
• Нужно употреблять слова в нужном значении, тогда тебя все поймут;
• Необходимо много трудиться, чтобы стать грамотным.
– А теперь давайте выразим свои мысли и чувства о логопедической игротеке (слайд Логопедическая игротека-это… Дети придумывают слова, которыми хотели бы выразить свои эмоции от занятия : интересно, здорово, увлекательно и т. д.)
Логопед: Кто же стал у нас сегодня победителем нашей логопедической игротеки? (Подсчитываются жетоны, и победителю выдаётся медаль)
– Сегодня победителей гораздо больше, это и Незнайка, который захотел учиться в школе, и все ребята, которые принимали активное участие в нашем мероприятии. Молодцы! (Раздаются сладкие призы)