Татьяна Скиданова
«С детьми играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих нарушения общего и речевого развития, а речь ребенка, как известно, обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
Публикация «„С детьми играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2014
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции.
Также могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению.
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении: создание речевых центров, которые будут служить интересам и потребностям каждого ребенка (дидактический материал, игры, сюжетные картинки, книги)
Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.
«Какие слова звучат похоже»
«Чей домик?»
«Чей хвост?»
«Кто что ест»
В своей работе кольца использую не только для развития речи, но и для развития психических процессов: мышления, внимания, восприятия и т. д.
"Найди вторую половинку"
"Подбери по форме, цвету"
Незаменимым помощником в развитии речи и мелкой моторики является "Геометрик"
С помощью этой полезной игрушки можно "нарисовать резиночками" цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животных и т. п. Ребенок получит уникальную возможность "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов. Играя с данным пособием, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.
Особенно детям нравится работать с пробками. Сюжеты и содержание игр может быть различными:
«Подбери пробку»
Цель: развивать воображение, восприятие.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку подобрать к рисунку соответствующие по размеру пробки.
«Сделай гусеницу»
Цель: развивать внимание, восприятие цвета.
Ход игры: педагог предлагает карточку, на которой изображен ряд кругов разного цвета, ребёнок должен повторить цепочку цветов правильно.
«Запомни и повтори»
Цель: развивать память.
Ход игры: перед ребенком выкладываются пробки разного цвета и просят запомнить последовательность. Затем пробки убираются в коробку, а ребёнок должен повторить последовательность цветов на коробке с отверстиями. Можно начать запоминание с 2 цветов, усложняя до того количества, из скольких пробок сделана гусеница.
Вот так мы с детьми играем - речь развиваем.