Ольга Николаевна Серебрякова
Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.
Публикация «Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка.
Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются: наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности : зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.
Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.
В жанре пуантилизм рисуем ватной палочкой или тонким концом кисти, маркером, гелиевыми ручками, фломастерами, пальчиками.
Актуальность:
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому важно к каждому ребенку найти индивидуальный подход и дать возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования – пуантилизм.
Задачи:
o развивать умение планировать свою деятельность;
o формировать коммуникативную компетентность;
o познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пуантилизм;
o расширять представления детей о средствах выразительности (цвете, точке, ритме, композиционные навыки;
o воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка;
o расширять представление о жанрах изобразительного искусства, их особенностях.
Подготовительный этап:
Цель этого этапа состояла в том, чтобы определить уровень интереса дошкольника к эстетической стороне окружающей действительности с учётом удовлетворения его потребности в самовыражении.
Для решения этой задачи и более оперативного диагностирования были
выделены критерии и объединены в две группы:
• первая применяется при анализе продуктов деятельности;
• вторая – при анализе процесса деятельности.
Второй этап работы:
Проанализировав результаты мониторинга, составила примерный дальнейший план работы с дошкольниками, чтобы совершенствовать их технические и изобразительно-выразительные умения, а так же способствовать становлению позиции художника-творца.
Третий этап работы:
В практической части организации работы важно:
- создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о нетрадиционном стиле рисования – пуантилизм;
- осознание нюансов техники пуантилизм.
Техника рисования.
Сделать предварительный рисунок (эскиз). Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.
Принципы построения работы по рисованию в жанре пуантилизма :
o Принцип последовательности деятельности. От простого рисунка к сложному изображению, где предусмотрен переход от простых действий к сложной практической деятельности. (То есть, например, в усложнении, рисуя дерево, мы на ствол наносим красные, зеленые, желтые точки и получаем коричневый цвет, а вот крону рисуем жёлтыми и синими точками (зеленый) или взять красный и желтый, чтоб отобразить осеннее дерево).
o Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
o Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
o Принцип связи обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
o Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с напарником воспитателем, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
o Принцип доступности материала.
o Принцип вариативности в создании условий для творчества детей. Организация работы по нетрадиционной технике не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений, видеотека;
o Принцип ориентации на личностный рост каждого ребёнка. Нетрадиционные техники рисования могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, как пуантилизм, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Использование нетрадиционной техники изображения способствует коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом, повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе этой деятельности зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Рисование в технике пуантилизме, при подготовке ребенка к школьному обучению, учит его удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон кисти, регулировать темп, силу нажима, оценивать работу, укладываться в определенное время, доводить начатое до конца.
Развитие способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования пуантилизм, происходит в следующих направлениях:
o от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
o от использования готового оборудования, материала к применению тех, которые необходимо самим изготовить (применить пластиковую трубку использованного фломастера, из бросового материала: губка, разлохмаченный фетровый наконечник, рифлёная кружочками деталь конструктора);
o от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
o от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в этой нетрадиционной технике, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Используемые методы :
o позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
o дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
o формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
o способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Развивающие технологии :
o личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
o коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
o игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
o педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Ожидаемые результаты в подготовительной к школе группе:
формирование учебно-познавательной компетентности;
развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
развитие практических, художественно-творческих навыков.
самостоятельное применение техники для создания выразительного образа;
отображение эмоционального отношения и выражение отношения к изображаемому объекту;
расширение знаний детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностей.
Работа с родителями:
заочные и очные консультации;
участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
тематическое родительское собрание;
семейные конкурсы;
организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности;
создание книги рисунков «Точечный мир».
совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Вывод:
В работе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - пуантилизм, предоставляется широкая возможность для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Литература:
Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003.
Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Просвещение. М., 2005.
Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Субботина Л. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1998. А. В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2007.