Галина Нацаренус
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же даны рекомендации музыкальным руководителям ДОУ для более успешного развития эмоциональной сферы дошкольников.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, музыкальность, музыкальное воспитание музыкальная деятельность.
В настоящее время, проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность во всём мире. В процессе обучения, воспитания и развития ребёнка, многие педагоги делают акцент на физическом и познавательном развитии, зачастую забывая о важности эмоционально-личностного развития, которое в свою очередь связано с психологическим и социальным развитием ребёнка.
Дошкольное детство самое благоприятное время для развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте развиваются все психические процессы, появляется первый багаж знаний, умений, навыков у ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве.
Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических функций и поведения в целом. По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Только полноценное формирование личности ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский). [2].
Эмоциональное развитие дошкольников процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Ребенок дошкольник впечатлителен, стремиться к признанию себя среди других людей.
У ребенка дошкольного возраста ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов двух наиболее важных сфер его психического развития.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, так как, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку от рождения. Они приобретаются в процессе воспитания, обучения, развития.
Дошкольный период I cтупень начального образования, где закладываются знания ребёнка об окружающем мире, воспитываются социально-коммуникативные качества, познавательный интерес, развивается речь, мышление, и конечно же эмоциональная сфера.
Ребёнок в раннем дошкольном возрасте ещё не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками в разных видах деятельности и общения, постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.
Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка. «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие». [5].
Развитие эмоциональной сферы дошкольников происходит в процессе воспитания и развития во всех образовательных областях, и в течение всего дошкольного периода, но более всего эмоциональное развитие проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. Художественно-эстетическая область направлена на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, восприятия музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности, в процессе которой у ребёнка появляются первые эмоции, отклик на восприятие музыки.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности.
Музыка, из всех видов искусств занимает особое место, благодаря ее эмоциональному воздействию на человека. Многовековой опыт педагогов музыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику, физиологию человека. [1].
Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно - богатой, эстетически и музыкально развитой личности чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.
Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. [5].
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании. Ну и наконец, музыка развивает эмоциональную сферу. [1].
Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» «языком чувств, моделью человеческих эмоций» она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. [6].
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, раскрытие творческого потенциала, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку. [3].
Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В. М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи буквально с первых дней жизни. [1].
Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О. П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. [4].
Музыкальный руководитель в детском саду, должен учитывать психологические особенности и возможности ребёнка, и подбирать такой репертуар для слушания, который не будет противоречить природе ребёнка, и вызовет эмоциональный отклик в душе каждого дошкольника.
Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О. П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа [3].
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания, ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
Для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста целесообразно знакомить их с разнообразным репертуаром; обогащать слуховой опыт ребенка; развивать умение формировать оценочные суждения о музыке в целом; умение эмоционально реагировать на музыку, уметь передать музыкальный образ в движении и танце. Помимо слушания и восприятия музыки, ребенок должен принимать активное участие в непосредственно самой музыкальной деятельности, например занятие танцами, пение, освоение ритмических упражнений, участие в театрализации и т. д. [7].
Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками. Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально, отзываться на услышанные им музыкальные произведения. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что развитие эмоциональной сферы дошкольника это важный этап, который играет главную роль для общего гармоничного развития ребенка.
И в связи с этим, предъявляются огромные требования к специалистам дошкольного учреждения. Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.
А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, любовь и дружба, умение сочувствовать другому человеку. Все эти составляющие и будут способствовать становлению гармонично развитой личности.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1981, 228 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией В. В Давыдова М. : Педагогика, 1991, 168 с.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1982, 336 с.
4. Музыкальное воспитание в детском саду. / Сост. О. П. Радынова и др. - М. : 1994, 276 с.
5. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1. М. : 1997, 154 с.
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. // Избр. труды: в 2т. М. : 1985. Т. 1.
7. Эмоциональное развитие дошкольников. / Под редакцией А. Д. Кошелевой. – М. : 1985. 174с.