Папки-передвижки

Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность

Елена Дурнова
Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Чем театр так хорош?

Здесь ты в сказку попадёшь!

Здесь верят в волшебство,

Здесь дружат с чудесами!

Все сказки наяву

Приходят в гости сами!

Воспитатель МДОУ детский сад № 19 «Золушка» Дурнова Елена Юрьевна

Образование:

среднее специальное – Тамбовское педагогическое училище № 2 (1998 год)

Педагогический стаж:

15 лет

Квалификация:

II категория, 12 разряд

Публикация «Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность» размещена в разделах

«Все дети, решительно все, рождаются талантливыми в той или иной области искусства. Бездарность ребёнка всегда результат воспитания, точнее же результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нём».

/П. Антокольский/

Развитие эмоционально-чувственного опыта детей – это неотъемлемая составная часть развития психического здоровья и общего развития детей. Гармоничное формирование и развитие детей дошкольного возраста является важнейшей социальной задачей нашего общества. В последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание.

Начиная работать в детском саду, я заметила, что у детей часто преобладает агрессивное, тревожное, гиперактивное, ни к чему хорошему не приводящее, состояние. Детям на занятиях не всегда интересно, не всегда они активно выполняют определённые задания, скорее всего, чисто механически, быстро, не задумываясь о результате.

Существует несколько противоречий в эмоционально-личностном развитии детей :

- между пониманием педагогами, родителями, психологами важности развития эмоционально-чувственного опыта у детей и недостаточным уровнем знаний у взрослых законов возрастной психофизиологии, психологических и эмоциональных проблем ребёнка, неумением оказать помощь детям в проблемных ситуациях, нехваткой времени у родителей на внимание к детям, на сочувствие, дети становятся замкнутыми, равнодушными, даже жестокими;

- между необходимостью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения и загруженностью современного мира техникой (телевизоры, компьютеры и т. д., которые своими ненормированными играми, передачами, фильмами ужесточают поведение ребёнка, искажают его мировоззрение).

Из всего этого вытекает психологическая напряжённость в отношениях взрослых с детьми, детей со сверстниками и малышами.

Большинство детей дошкольного возраста проводят основную часть своей жизни в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг интересов, осваиваются новые социальные отношения. Наблюдая за деятельностью детей, я постоянно думала как можно ненавязчиво и просто объяснить детям о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации, как правильно показать детям выход из сложных ситуаций. Я часто возвращалась в своё детство и думала, а как же воспитывали меня, моего брата, где та ниточка, за которую нужно потянуть. И тут я заметила, что дети с интересом слушают сказки, решают как поступил герой. И я поняла, что не зря наши предки посвящали вечерние часы сказкам. Слушая сказки, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций». Каждое литературное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни. Именно поэтому многие педагоги утверждают о педагогических, психологических и медитативных возможностях сказки, ставя её в ряд с самыми эффективными способами воспитательной работы с детьми.

В науке существует целая концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учёными. На сказках апробируются психологические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку ребёнок может понять законы мира, в котором он родился и живёт. Он становится мудрее, добрее, проникаясь народной мыслью и словом.

Актуальность этой проблемы и обусловила выбор темы для моей аттестации, для обобщения опыта работы по данной проблеме.

Начиная эту сложную работу, я поставила перед собой цель – развить у детей эмоционально-чувственный опыт детей. Для этого были определены следующие методические задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- изучить особенности эмоционального развития дошкольников;

- провести диагностическую работу по выявлению уровня эмоциональной активности детей в речевом развитии, при выполнении образно-выразительных движений, в различных видах театрализованной деятельности;

- подобрать материал по коррекционно-развивающей работе по проблеме;

- выявить наиболее оптимальные методы работы с детьми, родителями по развитию эмоционально-чувственного опыта у детей.

Методологической основой опыта работы являются разработки таких авторов, как: Алябьева Е. А., Маханёва М. Д., Антипина А. Е., Кряжева Н. Л. и другие методические разработки занятий, досугов и т. д.

Для решения поставленных задач использовались разнообразные методы:

- теоретическое исследование и анализ педагогической, методической литературы;

- наблюдение за детьми в различных видах деятельности;

- беседы и консультации с родителями;

- анкетирование родителей для выявления их знаний о развитии ребёнка;

- использование игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей, развития чувства эмпатии и т. д. ;

- тематическое перспективное планирование и интеграция различных видов деятельности.

В работе с детьми были определены следующие задачи:

- развитие у детей эмоционального познания социального мира;

- развитие умения свободно и раскрепощено держаться при выступлении, развитие коммуникативных способностей;

- развитие умения использовать вербальные и невербальные средства выражения эмоций, эмоциональных состояний;

- развитие художественного вкуса;

- развитие индивидуальных творческих способностей;

- развитие фантазии, воображения, памяти;

- развитие умения поставить себя на место другого, пережив эмоциональное состояние этого человека или героя, т. е. развитие чувства эмпатии;

- активизация словаря детей, развитие интонационного строя речи, диалогической речи, выразительности речи.

Гипотеза моей работы, исходя из выше сказанного, стало такое предположение, что если в работе с детьми постоянно использовать игры, упражнения, задания по различным сюжетам сказок и литературных произведений, использовать такие виды театрализованной деятельности как : просмотры кукольных спектаклей, игры-драматизации, инсценировки; различные виды театра (театр теней, пальчиковый театр, картонажный театр, театр ростовых кукол, просто кукольный театр для рук, настольный театр и т. д.) в определённой системе, то это будет способствовать развитию у детей положительного эмоционально-чувственного опыта.

Практическая значимость работы состоит в разработке определённой системы по развитию эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность и применение этой системы в работе с детьми и родителями. Изучив определённые материалы по данной проблеме, мы вместе с напарницей приступили к плодотворной работе.

Вся работа проводилась в несколько этапов.

I этап работы – Диагностический (сентябрь 2005-2006 учебного года). На данном этапе содержание работы заключалось в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме «Развитие эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность»; выявление и формулировка противоречий по теме; анкетирование родителей; наблюдение за деятельностью детей, за их взаимоотношениями со взрослыми, со сверстниками; диагностика уровня эмоциональной активности детей в различных видах деятельности. Для этого было проведено несколько мероприятий: разработаны анкеты для родителей, диагностические карты, проанализирована работа с родителями по данной проблеме.

II этап работы – Прогностический (1 половина октября 2005-2006 учебного года). На данном этапе содержание работы заключалось в разработке перспективных планов работы с детьми в режимных моментах, на занятиях, плана работы кружка «Сказка в гости к нам пришла»; в постановке цели, задач; формулировании гипотезы; предусматривались возможные потери, ущерб, продумывались негативные последствия.

III этап работы – Организационный (2 половина октября 2005-2006 учебного года). На данном этапе проходила в определённой системе. Сначала была организована определённая предметно-развивающая среда :

- оформление группы;

- подбор и изготовление дидактических игр по развитию эмоциональной сферы, через театрализацию;

- приобретение игрушек, оборудования, готовых игр для дальнейшей работы по проблеме;

- оформление уголка ряженых, книжного уголка, уголка уединения и т. д.

Далее была подобрана специальная методическая литература, яркие и красочные книги для детей. Подобран материал для работы с родителями в определённой системе.

IV этап работы – Практический (с ноября 2005-2006 учебного года по март 2007-2008 учебного года). На данном этапе проходила апробация программ по развитию эмоциональной сферы детей через театрализацию, т. е. интеграция различных видов деятельности с элементами театрализации. В начале и в конце каждого учебного года проводился мониторинг по отслеживанию результатов работы и корректировке планов в связи с возникающими проблемами. Проводились педагогические советы в виде дискуссии, в виде деловой игры, родительские собрания по данной проблеме. С детьми проводились занятия с использованием элементов театрализации, а также специальные тематические дни и недели.

V этап – Обобщающий (март 2008 года). Здесь проходила обработка данных, соотнесение результатов работы с поставленными целями; анализ и интерпретация всех результатов; оформление и описание хода, результатов работы; обобщение и теоретическое осмысление данных; подготовка и формулировка выводов на основе результатов.

Проанализировав все этапы работы по проблеме формирования у детей эмоционально-чувственного опыта через театрализованную деятельность, был сделан следующий вывод:

прослеживая уровень развития эмоциональной активности детей в различных видах театрализованной деятельности на примере детей одной группы на протяжении 3 лет (2007-2008 у. г., 2008-2009 у. г., 2009-2010 у. г.) было выявлено, что

высокий уровень в конце учебного года составил:в 2007-2008 у. г. - 47%, в 2008-2009 у. г. - 49,6%, в 2009-2010 у. г. - 68,3%

низкий уровень в конце уч. г. составил:

в 2007-2008 у. г. - 11%, в 2008-2009 у. г. - 4,7%, в 2009-2010 у. г. - 0%

Прослеживается чёткая тенденция повышения показателей высокого уровня развития эмоциональной активности детей в различных видах театрализованной деятельности за 3 года с 47% до 68,3% на 21,3% и снижение показателей низкого уровня с 11% до 0%.

Анализируя результаты работы по данной проблеме, мы видим, что развитие положительного эмоционально-чувственного опыта у детей всё-таки зависит от нас взрослых, от того, какими методами мы будем формировать этот опыт, как мы будем относиться к детям, так и они будут относиться к нам и окружающему миру. Главное чтобы это формирование не было искажённым и соответствовало моральным и этическим правилам нашего общества, опыту, накопленного нашими предками и которое очень хорошо зафиксировано в простых казалось бы истинах народного творчества – сказках, литературных произведениях более современных авторов позапрошлого, прошлого и нынешнего веков. «Рукописи не горят» говорится вот уже на протяжении многих веков. Необходимо передавать опыт предков через доступные для детей формы.

Публикации по теме:

Мои достижения. Заболотнова Елена Маевна, социальный педагог, инструктор по физической культуре. Образование: среднее специальное, закончила Политехнический.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность
Опубликовано: 22 марта 2013 в 00:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дурнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД