Светлана Горшкова
Развитие ВПФ в игровой деятельности. Подбор игр с учетом индивидуальных особенностей дошкольника
▼ Скачать
В России понятие о высших психических функциях связывают с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского и А. Р. Лурия, согласно которой развитие детской психики полностью зависит от взаимодействия с обществом.
Л. С. Выготский - советский психолог, впервые связавший педагогику и психологию. Исследователь особенностей детского развития. Основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики. Сделал важные открытия в детской педагогике: ввел такое понятие, как "зона ближайшего развития", то есть на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.
Публикация «Развитие ВПФ в игровой деятельности, Подбор игр с учетом индивидуальных особенностей дошкольника» размещена в разделах
Л. С. Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития, которые помогают изучить свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. Чтобы обучение было эффективным и интересным, оно должно напоминать игру. Определил, что воспитание и обучение неразделимы. Ребенок является социальным существом. По мере взросления и развития он интегрируется в общество. Так формируются высшие психические функции, имеющие специфические признаки.
Л. С. Выготский предположил, что формирование личности у детей с особенностями происходит так же, как у остальных, а дефекты (дефициты развития) — не причина аномального развития, а следствие неправильной социализации.
Если поместить ребёнка в принимающее окружение и правильно задействовать его сильные стороны, можно скомпенсировать недостатки. Именно на это направлены все современные коррекционные практики.
Определение термина ВПФ
Высшие психические функции - психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные различными «психологическими орудиями» подобно тому, как труд опосредуется орудиями труда — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.
К высшим психическим функциям относятся: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление и речь. Высшие психические функции являются специфическим человеческим приобретением.
ВПФ формируются по принципу «от легкого к сложному» и хорошо поддаются самоконтролю и развитию. Бывают нарушения ВПФ как органического, так и неорганического происхождения, коррекцией которых занимаются нейропсихологи. Опираясь на сильные стороны развития мозга, нейропсихологам удается помочь формированию слабых звеньев в развитии ребенка.
Развитие ВПФ в онтогенезе и дизонтогенезе
С точки зрения специальной психологии, психическая норма - отсутствие отклонений, препятствующих общему развитию человека. Аномальное психическое развитие также как и нормальное подчиняется определенным закономерностям, которые выделил и описал Л. С. Выготский.
1. Цикличность – чередование периодов подъема, интенсивных изменений в психике и периодов замедления, затухания. Например, чередование возрастных кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т. д.) со стабильными периодами развития.
2. Неравномерность развития. Разные стороны личности развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, т. е. наиболее интенсивно, оптимально развивается, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.
Первоначально, в младенческом возрасте (до года, сознание ребенка недифференцированно. В раннем детстве сначала развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. В дошкольном возрасте доминирует память, в младшем школьном — мышление.
Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей — сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлением новых отношений между ними. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.
3. «Метаморфозы» в детском развитии. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.
5. Комулятивность – это результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь.
По мнению Л. С. Выготского (1983, развитие в условиях дизонтогенеза подчиняется тем же закономерностям, что и нормальное развитие (наличие критических и спокойных периодов в развитии, неравномерность развития разных психических функций, наличие сензетивных наиболее благоприятных периодов для развития каждой психической функции).
При аномальном психическом развитии психика представляет собой систему, где все элементы взаимосвязаны и нарушение одного из них приводит к изменениям в остальных.
Дизонтотенез запускает в действие механизмы компенсации. Детская психика очень пластична, поэтому здоровые функции перестраиваются и берут на себя функции поврежденных.
При аномальном психическом развитии происходит расхождение биологических и социальных рядов развития, т. к. социальный ряд, (система воспитания и обучения) рассчитана на норму, дефект мешает ребенку войти в этот ряд, нормально адаптироваться в нем. Поэтому общество должно обеспечить для каждого вида нарушения особый социальный ряд (специальный коррекционные ДОУ и школы)
Аномальное психическое развитие включает первичный дефект (наиболее близкий к биологическому повреждению) и ряд вторичных отклонений, которые являются следствием первичного дефекта. При коррекции необходимо учитывать всю структуру дефекта. Но основной акцент делать на первичный дефект, т. к. вторичные дефекты менее стойки, легче исправляются, но не являются основной причиной, корнем, патологии.
Периодизация психического развития детей :
Младенчество (0-1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Раннее детство (1-3 года) — предметная, манинулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами).
Дошкольный возраст (3-7 лет) — игровая и продуктивная деятельность.
Младший школьный возраст (7-10 лет) — учебная деятельность.
Психологические особенности детей с ОВЗ
Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:
• Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
• Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
• Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
• Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
• Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
• Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
• Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
• Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
• Инфантилизм, т. е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
• Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение.
3 часто встречаемые группы детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) :
1. дети с когнитивным дефицитом
2. дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
3. дети с РАС (расстройство аутистического спектра)
Очень часто в чистом виде нарушения не встречаются, и дети с РАС могут иметь когнитивный дефицит, могут иметь СДВГ или, например, ребенок с когнитивным дефицитом может иметь сопутствующий СДВГ. Также у детей с когнитивным дефицитом при отсутствии должного лечения и коррекционно-развивающих занятий может проявляться РАС, которое обуславливается не генетической предрасположенностью, а тем, что ребенок не знаком с должными механизмами, приемами и техниками взаимодействия с окружающим миром и, как следствие, психика ребенка начинает идти по пути аномального развития - мир для такого ребенка кажется опасным, пугающим, ребенок не знает как с ним взаимодействовать. Может быть так, что у ребенка не на генетическом уровне страдают когнитивные функции, а на фоне эпилепсии, таким образом страдает мозг, психическое развитие нарушается. Поэтому очень важно обследовать ребенка всеми специалистами- и психиатром, и дефектологом, и логопедом, и психологом, и неврологом, чтобы правильно определить, что нарушено первично и поставить правильный диагноз, а после подобрать правильное лечение и определить дальнейший образовательный маршрут ребенка с целью его успешной социализации.
Далее рассмотрим как развивается нормотипичный ребенок и какую игру ему можно предложить, а потом на примере детей с ОВЗ.
Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, то она влияет на развитие произвольности психических процессов. Во время игры ребёнок сосредотачивается лучше и запоминает больше. Дидактические игры и упражнения могут служить составной частью занятий. Они способствуют усвоению, закреплению знаний, овладению новой познавательной деятельностью. Дошкольник осваивает признаки предметов, учится классифицировать, обобщать, сравнивать, анализировать. Воспитатель, систематически проводя с детьми игры и упражнения и усложняя материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, включая в содержание дидактических игр и упражнений элементы логики; сообщает доступные знания, развивает необходимые умения, совершенствует психологические процессы, развивает логическое мышление детей дошкольного возраста. Дидактические игры и упражнения можно широко использовать на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей.
Игры для развития восприятия
Восприятие - процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
Разрезные картинки
Найди недостающую деталь
Тактильные игры
С рождения ведущую роль в психофизиологическом развитии ребенка играют сенсорные системы, в первую очередь контактные (вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения). При этом тактильный и контакт доминирует во взаимодействии с матерью. Для раннего детства - это предметная, манинулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами). Это тактильные игрушки, погремушки. Родители начинают предлагать детям различные игрушки - гладкие, текстильные, шершавые, пластмассовые, твердые, мягкие, пушистые, разной формы и т. д. Дети начинают изучать форму, цвет, размер, начинают ползать по различным поверхностям, тем самым у ребенка формируется восприятие и к 3 годам жизни он уже сможет собрать разрезную картинку прямого разреза из трех частей.
С чего будет начинаться формирование восприятия у ребенка с ОВЗ дошкольного возраста? У него нет игровой деятельности, которая в норме появляется к 3 годам и продолжается до 7 лет, у него еще манипулятивные специфические действия, свойственные для раннего возраста. В таком случае поможет сенсорная интеграция - ребенку необходимо вернуться на несколько этапов назад и насытиться сенсорными ощущениями (например, при РАС ребенок был зациклен только на предметах круглой форма (шарик, и ему в таком случае необходимо узнавать другие формы и ощущения (игры с фасолью, манкой, кубиками, колючие/гладкие/шершавые формы) - одним словом, задействовать все сенсорные анализаторы, в первую очередь - тактильные. У детей с РАС насыщение надоначинать с сенсорных анализаторов, т. к. пока они эту стадию не проживут, все остальное познание будет затруднено.
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов.
Что включает в себя «сенсорная комната»?
- Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т. д.).
- Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.
- «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.
- Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.
- Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т. д.).
- Бизиборды, бизикубы, бизидомики.
- Утяжеленные одеяла и подушки.
- Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).
- Развивающие коврики и столы.
- Световое и звуковое оборудование и т. п.
Игры для развития внимания
Внимание - избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления
На развитие способности концентрировать внимание влияют: уровень владения речью;
окружение; интеллектуальная деятельность.
В самом начале внимание малыша поддается управлению, то есть взрослые руководят тем, на чем должен быть сосредоточен ребенок. По мере взросления он учится управлять своим вниманием и вниманием других людей.
Да и нет не говорить!
Найди отличия
Где что было
В игре "Найди отличия" на развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство. Надо делать акцент на доступность понимания инструкции и картин. Т. е. параллельно вниманию развивается и восприятие, т. к. невозможно развитие внимания, если страдает восприятие. Игра предназначена для детей 5-7 лет.
Игра "Да и Нет не говорить! предназначена на развитие внимания и сообразительности, с 6 лет.
Игра "Где что было" - на развитие скорости реакции и внимания, где нужно вовремя заметить две повторяющиеся картинки. В норме предназначена детям с 4 лет.
Игры для развития памяти
Память - это высшая психическая функция по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
На протяжении всего развития дошкольника непрерывно идет процесс совершенствования эмоциональной, непроизвольной, образной, двигательной памяти. К началу школьной жизни у ребенка появляется словесно-логическое запоминание, формируется связь между памятью и различными психическими процессами.
Мемо
Мнемоники
Что изменилось?
Классические игры для развития памяти - это "Мемори".
Игры для детей с ОВЗ должны приносить пользу. Возможности памяти таких детей ограничены и отличаются качественным своеобразием: прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. При подборе игр это необходимо учитывать. Если это картинный материал - то изображения должны быть доступны для понимания. Желательно, чтобы игры были предметными, не только картинными. Игры с карточками необходимо варьировать по возрастам. Обязательные элементы при организации игры с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем — это многократные повторения, частая смена деятельности. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребенок и как запомнит.
Игры для развития мышления
Мышление - познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщенным способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).
Головоломки
Классификации
Мышления не бывает без речи. Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь - форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми, а также форма мышления. Речь не существует без мышления, а мышление — без речи; они неразрывно связаны. Если речь не сохранна, то в дальнейшем будут страдать когнитивные функции, потому что, начиная с 3.5 лет, ребенок активно получает информацию об окружающем мире с помощью речи. Он слушает и отвечает. Если ребенок в 3 года не говорит, то надо формировать наглядно-действенное мышление, то есть надо идти от самых "начал" развития психических функций.
Игра "Следопыт Колобок" - каждом задании участнику нужно проложить тропинки от одного персонажа или места к другому, например: лиса должна попасть в лес, медведь к яблоне, заяц к грибу. И ни в коем случае не проложить дорожки между другими персонажами, например: волк не должен встретиться с дедушкой, а колобок не должен вернуться к бабушке. Предназначена для детей с 5 лет.
Ребенок с ОВЗ может и в 8 лет делать ошибки. Чтобы правильно классифицировать, должно быть правильно сформировано мышление. Если человек с нормой классифицирует по существенным признакам, то человек и когнитивными нарушениями может классифицировать по нестандартным признакам. Необходимо определить уровень развития и подбирать игру по уровню.
Игры для развития воображения
Воображение - психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Конструирование, поделки из глины, аппликации.
Для развития воображения должно быть сформировано мышление. Часто дети с ОВЗ любят фантазировать, но это фантазии, не соотнесенные с какой-то конкретной ситуацией. У современных детей нет замещающих фантазии предметов. А замещающие предметы помогают развивать воображению. (Например, для маленьких девочек в магазинах есть детская косметика, тогда как в советское время косметику можно было сделать из пластилина, тем самым развивая воображение).
Если у ребенка какой-то сенсорный анализатор "выпадает", то у него страдает данная выпавшая функция, поэтому обучение должно быть только через игру. "-3 минуты позаниматься, потом отдых и смена деятельности и так до тех пор, пока не научится целенаправленным действиям во время занятий.
Развитие речевых способностей — важный шаг на пути к общему развитию. Основы закладываются в первые месяцы жизни малыша — в то время, когда ребенок просто слышит речь окружающих его людей. До 3 лет головной мозг формирует множественные нейронные связи, развивая и совершенствуя языковые навыки. Первые попытки связной речи обычно предпринимаются между 1,5-2 годами.
Дальнейшее развитие речевой программы зависит от следующих факторов:
физическое, психологическое здоровье;
умственные способности;
активность и физические нагрузки;
психологические травмы.
В каждой игре развивается речь, даже если ребенок неговорящий. Помимо памяти, мышления, внимания, мы провоцируем его речевую активность, он будет стараться отражать, повторять слова, и т. о. будет формировать речь.
Примеры игр:
Игра "Застенчивый кролик"
Чудесная развивающая игра. Красочная деревянная головоломка с симпатичным кроликом и интересными заданиями, подходящими для маленьких детей, поможет им развивать :
- пространственное восприятие,
- учит пространственным предлогам,
- внимание,
- память,
- логическое мышление,
- цветовое восприятие в увлекательной игровой форме.
Чтобы справиться с заданием, ребенку требуется расположить объемные детали головоломки таким образом, чтобы решить одну из поставленных задач на карточке.
Настольная игра IQ-Спутник гения
Игра на развитие мышления. Очень полезная игра для детей:
- Развивает логику,
- Пространственное мышление,
- Мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на множество физиологических и эмоциональных функций ребёнка,
- Зрительную память,
- Концентрацию внимания.
Большое преимущество этой игры в том, что в неё можно играть одному. Часто нам нужно занять ребёнка, или даже собственные руки в волнительный момент. Головоломки помогают скоротать время и разгрузить мозг от повседневных проблем, сменив тип деятельности.