Ирина Кутуева
Развитие творческой индивидуальности одаренных детей через продуктивные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: «Развитие творческой индивидуальности одаренных детей через продуктивные виды деятельности»
Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Под социализацией принято понимать развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Публикация «Развитие творческой индивидуальности одаренных детей через продуктивные виды деятельности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены возможности получать опыт от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. У детей снижена активность мышления, отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности и сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует.
У детей с ОВЗ обнаруживается недостаточность развития моторики, различных видов движений.
- движения плохо координированы, нарушены зрительно-моторные координации;
-движения носят неловкий и нечеткий характер;
- иногда движения нецелесообразны, имеет место много лишних, ненужных движений;
-снижены скорость и четкость движений, отсутствует ритмика и плавность;
- снижены контроль и регуляция произвольных движений при формировании двигательного навыка;
- имеют место трудности регуляции силы движений, неспособность увеличивать и уменьшать её в соответствии с требованиями выполняемой операции;
- отмечается несформированность техники выполнения движений.
Как только ребёнок пришёл в детский сад, он - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек. Именно в детском возрасте человек наиболее открыт для постижения окружающей действительности.
Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, созданы следующие условия:
Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
Организация предметной среды (специальные столы, большие листы бумаги для рисования, карандаши, кисти, краски, тушь, гуашь фломастеры, мыльную, воду, клей, нитки, верёвочки, губки, памазки;
Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
Обязательная совместная деятельность детей и педагога.
Художественное творчество позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Включаясь в творческий процесс, дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни.
Особо хочется остановиться на лепке. Хорошо, когда в детском саду и дома есть пластилин! Тогда интересно и весело лепить фигурки, а потом разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина взять соленое тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Во дворе или на даче тоже найдется материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице зима, то постройки с большим удовольствием можно создавать из снега.
Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка глины или пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, использованных в тестопластике. Исходя из этого, возникли следующие задачи:
Для достижения положительных результатов определены следующие цель и задачи представленные на слайде.
Цель: Создание условий для оптимального формирования творческих способностей у детей через организацию кружковой деятельности по художественно-эстетической направленности тестопластики»
В непосредственной образовательной деятельности по лепке мы используем соленое тесто и пластилин. Лепка очень полезна для развития воображения у детей, ловкости и подвижности маленьких пальчиков. Известно, что руки обладают памятью. То, к чему прикоснулся человек вспомнится быстрее, чем то что увидел.
Лепка занимает особе место в развитии ребенка. При соприкосновении с тестом или пластилином происходит массаж определенных точек на ладонях и пальцах ребенка, активизирующих работу клеток головного мозга, а вместе с этим развиваются речь и интеллект. При регулярных занятиях лепкой укрепляются мышцы рук ребенка, а также вырабатывается усидчивость и аккуратность. В процессе лепки у детей особенно ярко проявляется тактильная активность, которая напрямую связана с формированием фантазии. Психологи установили, что существует прямая связь между интеллектуальными способностями и развитием фантазии у ребенка. Таким образом на занятиях по лепке закладывается основа для умственного развития малыша.
Изобразительное искусство стимулирует в детях творческое начало. Лепка имеет некоторые особенности. Она в большей степени, в отличие от аппликации и рисования, совершенствует и развивает природное чувство осязания. Овладев некоторыми приемами лепки, ребенок может создать собственный образ, что позволяет ему быстрее научиться ориентироваться в пространстве. Вылепив из пластилина свои собственные игрушки, молчаливый малыш вдруг станет разговорчивым, а непоседливый шалун неожиданно затихает.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.
Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием воспитания и развития детей. Поэтому в соответствии с федеральными государственными требованиями все виды детской деятельности, включая и продуктивную, организовываются мною с помощью игровых ситуаций и действий.
В процессе совместной творческой деятельности с детьми использую песни, потешки, стихи, загадки; музыкальные произведения для накопления опыта музыкального переживания; иллюстративный материал по теме недели; рассматривание с детьми игрушек народно-прикладного искусства. Темы детских работ соответствуют событийным темам недели, например, «Мы на луг ходили», «У бабушки в деревне», «Собираем урожай», «Улетают птицы в дальние края» и др. По желанию дети могут участвовать в создании общей композиции, а могут закончить работу дома.
Родители моей группы также являются активными участниками коррекционно - образовательного процесса. Наиболее эффективными формами работы с ними являются мастер - классы, клубы по интересам, консультации, беседы.
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке.