Ольга
Развитие творческих способностей у детей в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
воспитателя 1 кв. категории Сармасиной О. В.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
* Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых, оригинальных, общественно значимых ценностей;
* творчество – это деятельность человека, направленная на самовыражение, самоактуализацию личности (по Я. А. Пономареву).
Публикация «Развитие творческих способностей у детей в различных видах деятельности» размещена в разделах
Деятельность дошкольных учреждений направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность – потребность в самореализации.
Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления и творческого компонента мышления. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в младших возрастах. Развитие творческого мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления. Поэтому, направленная систематическая работа с детьми, начиная с ясельного возраста, создает благоприятные условия для развития творческих способностей. На протяжении 5 лет в работе с детьми я постоянно стараюсь создавать творческую мотивацию, которая стимулирует развитие любознательности, поддерживает интерес к школе как к источнику знаний, необходимых для творчества.
Одной из задач эстетического воспитания детей раннего возраста в моей деятельности является развитие способности воспринимать и любить прекрасное в окружающем. И, несмотря на то, что эстетические чувства и восприятия в раннем возрасте носят неосознанный характер, необходимо обогащать их с помощью разнообразных образов. Создание образа стимулирует развитие воображения : ребенок мысленно «дорисовывает» статичное, иногда бесформенное изображение, придает ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры (колобок пришел в гости, ему скучно без друзей, он просит нарисовать ему много друзей). Или мышка боится кошки и она просит спрятать ее в травке ( привести примеры: рисунки детей)
Развивая творческие способности у детей в раннем возрасте, я начинаю с формирования навыков сотворчества с взрослыми, т. е. рисую, например, елочку или дом, а дети «зажигают» на ее ветках и в окнах дома яркие огоньки, или наоборот дорисовываю детское изображение или пятна до желаемого узнаваемого детьми образа. Я часто в своей работе с детьми младшей группы использую готовые образы, а дети дорисовывают их или дорисовывают свое окружение: траву, дождь, ягоды, следы и т. д.
Для развития мелкой моторики и изображения художественных образов мною используется доступный, мягкий материал: разноцветные салфетки. Они мягкие и дети их могут легко рвать и мять в руках, можно скатывать салфетки в шарики и «колбаски», а потом создавать образы, приклеивая на заготовленную бумагу.
В совместной с ребенком художественной деятельности взрослый является не только самым умным и самым знающим, но и самым творческим участником, каждый раз по – новому выполняет знакомые детям задания. Необходимо ребенка дошкольного возраста научить одно и тоже задание, проблему, задачу решать несколькими путями, видеть нестандартное решение и решать ее по – новому.
В изодеятельности я использую нетрадиционные приемы: «дорисуй» (дети должны в штрихах, линиях, точках увидеть образ и дорисовать).
Работая с детьми, я использовала следующие нетрадиционные техники рисования: печать от руки, «печатки», набрызг, кляксография, цветные ниточки, граттаж, рисование по мятой бумаге, рисование свечой, коллаж, монотипия.
Дети не только познакомились с нетрадиционной техникой рисования, но и научились пользоваться ею, добиваться сочетания различных технологий при оформлении своих рисунков, фантазировать, творчески подходить к использованию различных изобразительных материалов.
Работая с глиной и пластилином, учила детей изготовлять декоративные пластины с последующей росписью на них.
Ручной труд – природный и бросовый материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения, а значит, влияет на развитие творческих способностей. В работе с детьми старшего дошкольного возраста, мною был организован кружок «Лесовичок».
Как научить детей видеть великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного художественного произведения – это была еще одна из моих задач в работе с детьми. Педагогическую работу по ознакомлению детей с произведениями искусства я начинала с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждение ими, переживания их красоты, готовности глаза ребенка. Смотреть и видеть – не одно и тоже.
С детьми среднего возраста мы знакомились с пейзажами, в которых ярко представлены сезонные проявления природы. Наблюдаемые детьми в жизни, а также с некоторыми средствами выразительности живописного пейзажа.
А детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) я уже предлагала пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (начало осени, золотая осень, поздняя осень). А также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут получить из других источников (книги, кино) : морской, горный, лесной пейзажи. А с детьми 6-7 лет я рассматриваю такие пейзажи, как индустриальный, космический, сказочный, исторический. Для ознакомления детей с произведениями искусства, я использую:
* игра – путешествие,
* дидактическая игра «Рассмотри, запомни, назови» (ориентированна на развитие наблюдательности и памяти,
* игра-поиск (направлена на развитие интеллекта, способности анализировать ситуацию и обобщать увиденное,
* коллективная игра – моделирование «Модель и глина» (направлена на формирование чувства партнера,
* игра самопроекция, проецирующая через подражание (движение, мимика, жест) образ партнера,
* игра- фантазия, когда второстепенная, но эмоциональная значимая для ребенка деталь может послужить началом раскручиваемого волшебного клубочка воображения,
* ролевая и сюжетно – ролевая игра,
* игра – театрализация,
* арттерапивтическая.
В качестве примера посмотрим сюжетно – ролевую игру с детьми 5-6 лет «Грачи прилетели», используя элементы дидактики и поиска. Дети выбирали для себя роль понравившегося им грача, описывали его, пробовали изобразить в действии. По просьбе «весны – красны» (роль педагога) рассказывали, что видят на картине с точки зрения своего героя. Затем, взмахнув «крыльями», отправлялись в полет по особому маршруту. Присаживались у картин – пейзажей, «купались», «пили» воду например, у картины Ф. Васильева «Мокрый луг» и т. д. Приземлившись у пейзажа Крымова «К весне», превращались в волшебников – художников: рисовали весну, или понравившийся пейзаж. Описание занятий проходит в виде путешествия, но, благодаря интеграции, они обретают живость, динамику, а смена игровой деятельности способствует тому, что дети не только не устают, но и ведут себя активнее.
Каждое занятие имеет сценарий с четким сюжетом. Несмотря на импровизации, игра более регламентирована, и педагог играет в ней ведущую роль. Именно он запускает «механизм» игровой манипуляции с образом, соответственно уровню ребенка, и в тоже время работает на «зоны его ближайшего развития», организует процесс восприятия, стимулирует восприятие художественного образа.
Непременным условием для развития творческих способностей является создание психологической атмосферы свободы и безопасности. В работе с детьми я проявляю симпатию и теплоту к творческим опытам ребенка, избегаю оценок, не критикую ребенка и его творческие продукты. Постоянно обращаю внимание на оригинальные идеи, удачные находки. Поощряю любые вопросы со стороны ребенка, пробуждаю фантазию ребенка вопросами, имеющими множество ответов. На занятиях по развитию творческих способностей ребенок имеет возможность принимать или не принимать задачу, выбирать способ действия, самостоятельно оценивать собственный творческий рост. Дети сами решают, как выполнять задание: все или частично, тщательно или небрежно, во время занятия или с мамой дома, рисовать или писать. Поэтому они не боятся трудных заданий, без опасения высказывают собственное мнение. Они свободны в своих действиях и верят в свои возможности.
Творческую активность ребенка могут тормозить внешние и внутренние факторы, которые необходимо учитывать при работе с детьми.
Внешние факторы торможения креативности:
- излишне требовательное отношение к ребенку,
- чрезмерное покровительство,
- жесткие правила в семье, культивирование единообразия взглядов,
- запрет рискованных действий,
- требование беспрекословного подчинения воле взрослого,
- акцентирование взрослым внимания на полоролевых особенностях.
Внутренние факторы торможения креативности:
- боязнь риска,
- боязнь отклониться от общепринятых норм,
- стремление быть похожим на выдающихся современников,
- конформизм как следствие боязни показаться смешным или неумным,
- внутренняя цензура,
- ригидность,
- торопливость, нетерпеливость как желание найти результат немедленно.