Диана Давлетгареева
Развитие творческих способностей у детей среднего возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы воспитателя МАОУ «СОШ №9» дополнительный корпус детский сад «Совенок»
Давлетгареевой Дианы Ригатовны
«Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»
Публикация «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2023
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В. А. Сухомлинский.
У детей в дошкольном возрасте рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Во время проведения занятий по изобразительной деятельности, я столкнулась с проблемой. Дети боялись рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Детям не хватало уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей ещё слабо развиты.
Что бы привлечь детей к рисованию, преодолеть страх чистого листа, приобрести уверенность, я решила использовать нетрадиционные техники рисования и считаю, что для развития творческого воображения актуально применять эту технику, так как оригинально, доступно, просто, интересно, весело.
Целью моей работы является формирование творческих способностей у детей по средствам нетрадиционного рисования.
Для реализации цели поставила перед собой следующие задачи:
Изучить литературу по нетрадиционным техникам рисования.
Пополнить творческий уголок художественно-эстетического развития.
Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
Развивать творческое мышление, зрительное восприятие, воображение, фантазию.
Познакомить детей с различными художественными материалами и приёмами работы с ними.
Воспитывать внимание, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования.
В работе я использовала следующие нетрадиционные техники рисования:
Рисование пальчиками, ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается гуашь разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Я старалась показать разные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков.
Таким образом мы украсили рукавички, рисовали ягодки рябины на ветках. Можно рисовать капельки дождя, цветы, снег, орнаменты одежды.
Познакомила детей с техникой рисования ребром ладошки. Мы с детьми рисовали «Огурчики в баночке». Ребенок опускает ребро ладони в краску или окрашивает её с помощью кисточки и делает опечатки на бумаге. Рисует и правой, и левой рукой окрашивая бумагу. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь так же легко смывается.
При помощи техники рисование ладошкой, мы изобразили зимующих птиц на рябине, окрашивали ладонь с помощью кисточки и делали на бумаге отпечаток. Пальчиками нарисовали ягодки рябины. Можно рисовать животных ладонью (львенок, а затем дорисовать детали кисточкой. Рисовать можно и правой и левой руками. После работы руки вытирают салфеткой и затем гуашь смывают.
Рисование ватными палочками. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом. С детьми нарисовали «Первый снег на деревьях» и к 8 марту «Мимозы для мамы».
Пластмассовой вилкой рисовали «Ёжика». Для этого нужно выложить краску на палитру. Если она загустела, чуть разбавить водой. Ребенок берет чистую вилку. Опускает её тыльной стороной на краску, затем прижимает к бумажному листу в нужном месте. При необходимости можно сдвинуть инструмент, чтобы получились более длинные линии. На бумаге останется отпечаток в виде 4-х тонких полосок.
Рисование сухой кистью. Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей и т. д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе. Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухие кисти набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали можно изображать большой кистью, а мелкие – меленькой. Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз.
Рисование в технике Монотипия: это один отпечаток. Для ее изготовления нужны стекло или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладываем чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который можно дорисовать. Другой вариант: рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно дорисовать или украсить.
При помощи техники оттиска смятой бумагой мы нарисовали «Снеговиков». Для этого ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.
Рисование оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской или мисочке, и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон. Можно использовать трафареты. Таким образом, у нас получились осенние листочки.
Провела с детьми такую технику, как Рисование Свеча + акварель: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.
Детям очень понравилось рисовать в технике Кляксография: На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу. У нас получились красивые цветы.
Рисование мыльными пузырями: Приготовить раствор 1: 1 шампунь, гуашь, вода, можно воду не добавлять. Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток. Можно отпустить трубочку в мыльные пузыри и выдувать их непосредственно на бумагу. В этом варианте получаются аккуратные отдельные пузыри на бумаге, затем их дорисовать. Это технику можно использовать как фон для других творческих работ.
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, что бы дети занимались творческой практикой, необходимо определено руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями.
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагогов. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей дать соответствующие рекомендации, которые могут их развивать.
Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет ребятам истинную радость.
Дети стали проявлять творчество, фантазию, приобретать уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, им интересно рисовать пальчиками, делать забавный рисунок вилкой или поролоновой губкой. Заметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Поэтому планирую не останавливаться на этом и продолжить в дальнейшем свою работу по развитию творческих способностей у детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Спасибо за внимание.