Анастасия Андрианова
Развитие творческих способностей у детей 5–6 лет при помощи нетрадиционных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Андрианова Анастасия Владимировна
«Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет при помощи нетрадиционных видов деятельности».
«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение» (У. С. Моэм)
Изобразительная деятельность всегда интересна и увлекательна для детей.
Темочки:
Дети имеют возможность передать свои впечатления об окружающем мире с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивления.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дети учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры, трудовой деятельности.
У детей развивается художественное восприятие произведений изобразительного искусства, это помогает им эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формируется у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества. Федеральный государственный стандарт тоже направлен на художественно – эстетическое развитие, на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (1.6).
Актуальность темы.
Я считаю, что данная тема актуальна. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает субъективно новое, новое для себя. В процессе данной деятельности у него развивается усидчивость, аккуратность, терпение, формируется абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, а также развитие мелкой моторики и координации движения рук. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка.
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Такие творческие занятия способствуют развитию детской художественной одаренности, воображения, художественного вкуса и мышления. Использование нетрадиционных приемов и техник также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Наблюдая за детьми в старшей группе в процессе совместной творческой деятельности, я заметила, что у многих детей плохо развита мелкая моторика рук, дети плохо владеют карандашами, ножницами. Дети не умеют передавать свои впечатления в рисунках, лепке, плохо ориентируются на листе бумаги. Процесс художественной деятельности в основном подражательный, так как плохо развито воображение и логическое мышление у детей. Это обусловлено тем, что дети приходят в детский сад в 5 лет.
Проанализировав проблему, я поставила для себя следующую цель.
Цель: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.
2. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения.
3. Развивать детское творчество, наглядно - образное мышление, творческое воображение и художественный вкус.
4. Развивать изобразительные навыки и умения, эстетическое
восприятие, эмоциональную отзывчивость.
5. Научить совместной работе детей в коллективе.
6. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
1 ЭТАП.
В начале учебного года в старшей группе я провела диагностику с целью выявления уровня развития творческих способностей детей. В исследовании принимало участие 20 детей.
Для определения уровня творческих способностей, за основу взята методика Т. С. Комаровой, которая была частично адаптирована, а именно добавила критерий "Использование нетрадиционных материалов", потому что использование их в работе говорит о внутренней свободе, которая влечёт за собой творческую раскрепощённость и развитие самого творчества.
В процессе проведения диагностики использовались разные приё мы: индивидуальные беседы, наблюдения, творческие задания, анализ продукта деятельности. Анализ результатов диагностических исследований позволил определить уровень развития творческих способностей дошкольников.
Обработка результатов диагностики показала: высокий уровень - 15%, средний- 45%, низкий- 40%.
2. Параллельно с диагностикой детей вела анкетирование родителей, анализ которого помог определить, какой процент родителей понимает значение творчества для общего развития ребёнка, уровень готовности к взаимодействию с ДОУ и существует ли потребность в консультативной помощи. В памятках (буклетах) предлагала советы родителям по развитию творческих способностей старших дошкольников. Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводились такие мероприятия как: выставка совместного творчества детей с родителями, творческий конкурс и др.
На данном этапе я хотела обобщить, систематизировать результаты диагностики. А также помочь понять родителям, что развитие детского творчества и мелкой моторики рук поможет ребёнку при подготовке к школе.
2 ЭТАП.
1. Для успешной реализации работы в данном направлении была создана развивающая предметно-пространственная среда. Организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества : бумага разного цвета, краски, кисти тонкие и толстые, картон, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, свечи, сухие листья, ватные диски, различные виды крупы, пластилин и т. д. Оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать свои успехи в творческой деятельности.
2. Следующим шагом было знакомство с нетрадиционными техниками изодеятельности, а именно:
техника «Оттиск» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов. Мы использовали природный материал – сухие листья.
техника рисование «Манкой», - развиваем мелкую моторику рук и др.
пластилинография- развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи).
Аппликация в технике плетения из бумаги – способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук, глазомеру;
Техника рисования «Свеча + акварель» - способствует развитию памяти, вниманию, мелкой моторики;
Техника «поделки из бумажных модулей» - что способствует развитию логического мышления.
3. Дети знакомились с художественной литературой, слушали рассказы. Знакомились с произведениями живописи: И. Шишкин «За грибами», И. Левитан «Золотая осень», И. И. Шишкин «Зимний лес», Грабарь «Зимняя рябина», О. Рыжиков «Снегири» и т. д., что способствует восприятию и пониманию детьми произведений искусства. Использование на занятиях ИКТ-технологии помогло мне разбудить интерес детей, разнообразить и удержать их внимание. Использование мультимедийной презентаций позволило сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, что послужило прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствующим хорошей результативности занятия.
Работая на данном этапе, я хотела увлечь детей художественным творчеством, окунуть их в мир искусства, закрепить знания детей о нетрадиционных техниках изодеятельности. Сделать упор на мелкую моторику и развития творчества.
3 ЭТАП.
Работа на данном этапе велась в течение всего года. Я попробовала вовлечь родителей принять активное участие в совместной деятельности, поспособствовать эмоциональному сближению родителей и ребёнка посредством изодеятельности. А также научить детей работать в паре, небольшой подгруппой. Воспитывала умение договариваться друг с другом во время работы, доводить замысел до конца.
1. Была проделана коллективная работа детей на тему «Зима в лесу».
С использование техники рисование крупой.
2. Выставка работ в родительском уголке на тему «Весенний букет», работы принимались из разного вида бумаги и в разных техниках.
3. Совместная деятельность родителей и детей на тему «Символ года», с использованием техники рисование крупой.
4. Делали поделки мама и папам на праздники.
5. Участвовали всероссийском конкурсе на тему «Просторы космоса»
Родители с удовольствием принимали активное участие в изготовлении поделок, рисунков на конкурс и т. д.
Работой на данном этапе я хотела заинтересовать и детей и родителей нетрадиционным художественным творчеством, способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
4 ЭТАП.
1. Работу на данном этапе я построила как диагностирующую.
Используя в конце года туже методику Т. С. Комаровой "Использование нетрадиционных материалов" я увидела у детей неплохую положительную динамику: высокий уровень – 25%, средний – 60%, низкий – 15%. А самое главное я увидела интерес детей к художественному творчеству, желание мастерить и творить своими руками.
2. Получила положительную оценку своей работы со стороны родителей и пожелание продолжить её в следующем году.
3. Провела с детьми вечер досуга «Самоделки» - где мы открыли творческую мастерскую и дети по желанию из разных материалов (бумаги, манки, природного материала и т. д.) изготовили поделки для групповой выставки.
Проведение всей этой работы показало, что у детей появился устойчивый интерес к изобразительной деятельности, появилось эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Дети стали самостоятельно замечать красивое, необычное, яркое, и применять приобретённые изобразительные навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации используя при этом нетрадиционную технику изодеятельности. Дети легко рисуют с натуры, передают форму, величину, цвет в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность в лепке, выразительность силуэта в аппликации. Они умеют планировать будущий рисунок, осуществлять самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Они стремятся достичь качественных результатов, что говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. Большой интерес вызывает коллективное творчество, они проявляют умение сотрудничать, договариваться.
Углубились знания детей о скульптуре малых форм, при этом дети сами выбирают средства выразительности. Предметное и сюжетное и нетрадиционное рисование выступает как самостоятельная деятельность.
Дети научились определять жанры искусства – живопись, скульптура, мелкая пластикам, декоративно – прикладное искусство. У детей имеется уже свой интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки, чётко проявляются наглядные и словесные методы в процессе рассматривания, обследования формы предмета перед его изображением.
Дети освоили творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
В процессе данной деятельности у них выработалась усидчивость, аккуратность, терпение, сформировалось абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, а также хорошо развита мелкая моторика и координация движения рук.
Работу по данной теме планирую продолжить в подготовительной к школе группе. Я считаю, что это поможет детям при письме. Восприятии и понимании произведений искусства и художественного творчества.
Трансляцию своего опыта по данной теме планирую провести в форме мастер – класса с педагогами ДОУ.