Лилия Носова
«Развитие творческих способностей у детей 4–5 лет посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста[4]. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком даров. Одни дети обладают большим творческим потенциалом,другие – меньшим, но даром этимнаделён каждый.
Важно не упустить сензитивный период для развития творческих способностей, так как именно в детстве они закладываются и формируются, дети чрезвычайно любознательны,имеют огромное желание познавать окружающий мир.
Публикация «„Развитие творческих способностей у детей 4–5 лет посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Цель моей работы – развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.
Обучение нетрадиционному рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение взаимосвязанных основных задач:
1. Познакомить детей нетрадиционными техниками рисования.
2. Способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, воображения, художественно-творческого потенциала.
3. Воспитывать коммуникативные качества и позитивного межличностного общения в процессе изобразительной деятельности.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей своей неповторимостью, ориентируя ребёнка на создание своего неповторимого продукта. Ощущая незабываемые, положительные эмоции в процессе работы, дети становятся спокойнее, уравновешеннее. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие материала и перспектива самостоятельного выбора. Важен и процесс и результатработы, в котором они готовы многократно повторить то или иное действие. Демонстрация творческих работ в группе способствует успешности ребёнка.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• Игра, которая является основным видом деятельности детей. Используюдидактические игры и упражнениядля развития творчества и воображения : «Какая? Какое? Какой?», «На что похоже?», «Собери узор», «Превращалочка», «Камушки на берегу», «Веселый гном», «Чудесный лес», «Перевертыши», «Волшебные картинки».
• Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
• Музыкальное сопровождение.
При этом учитываю индивидуальные интересы детей, предпочтения и потребности.
Работая с детьми по данной теме, обратила внимание на их интерес к разнообразным техникам нетрадиционного рисования. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. У каждого в доме есть много ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами, совместно с родителями, обогатили уголок продуктивной деятельности.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В своей работе использую несколько нетрадиционных техник рисования :
1. Пальцевая живопись;
2. Кляксография;
3. Монотипия;
4. Ниткография;
5. Восковая графика;
7. Оттиск печатками из пробки или ластика;
8. Печать по трафарету;
9. Тычок жесткой полусухой кистью.
Эти техники привлекают новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими и интересными.
В своей работе с детьми по нетрадиционной технике рисования привлекаю родителей. Приглашаю к участию в непосредственно образовательной и совместной деятельности, провожу индивидуальные консультации, беседы, рекомендации.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».[4]
Литература:
1. КазаковаР. Г. ,Сайганова Т. И., Седова Е. М., СлепцоваВ. Ю. ,СмагинаТ. В. ,Рисование с детьми дошкольного возраста. /Под ред. Р. Г. Казаковой. -М. :ТЦ «Сфера»,2004
2. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. -М. :Просвещение,1965.
3. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. :Увлекательное рисование методом тычка с детьми. -М. :ГНОМ и Д,2001
4. Журнал «Воспитатель ДОУ», 2008