Елизавета Сердитых
Детско-родительский клуб «Умелые руки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛОЖЕНИЕ
о детско-родительском клубе «Умелые руки» для семей с детьми среднего возраста, посещающих ДОУ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует порядок деятельности клуба для семей с детьми среднего возраста, посещающих ДОУ (далее – Клуб).
1.2. Клуб организован с целью повышения педагогической
компетентности родителей (законных представителей, обогащения детско-родительских отношений, вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ как равноправных и равноответственных партнеров.
Публикация «Детско-родительский клуб „Умелые руки“» размещена в разделах
1.3. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
1.4. Участниками Клуба являются семьи, имеющие детей среднего возраста, которые посещают детский сад.
1.5. ДОУ руководствуется интересами семьи, воспитывающей ребенка среднего возраста.
1.6. Обязательное условие детско-родительских встреч : нет зрителей – все участники.
1.7. Основными принципами работы Клуба являются добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянная обратная связь, соблюдение педагогической этики.
2. Основные направления деятельности Клуба
2.1. Клуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
• оказание психолого-педагогической помощи родителям детей среднего возраста;
• согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;
• организация общения детско-родительского коллектива в ходе игр и продуктивной деятельности;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей среднего возраста;
• обогащение семейного досуга.
3. Организация деятельности Клуба
3.1. Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ согласно плана работы.
3.2. Клуб посещают родители (законные представители, желающие повысить свой психолого-педагогический уровень в вопросах воспитания детей.
3.3. Состав участников встреч может меняться.
3.4. Работа Клуба проводится с учетом интересов родителей (законных представителей). План работы утверждается заведующим ДОУ.
3.5. Формы организации работы Клуба :
• детско-родительские встречи (продуктивная деятельность и игры детей совместно с родителями);
• дискуссионно-практические встречи с родителями;
• индивидуальное консультирование родителей.
3.6. На итоговом заседании Клуба обсуждаются результаты работы и ее эффективность.
4. Права и обязанности участников Клуба
4.1. Родители (законные представители) имеют право:
• на получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам воспитания ребенка среднего возраста;
• получение практической помощи в вопросах взаимодействия с детьми дома;
• высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.
4.2. ДОУ имеет право:
• изучать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
• вносить коррективы в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов, поступающих от родителей (законных представителей).
4.3. Родители обязаны соблюдать нормы этического поведения.
4.4. ДОУ обязано:
• организовать работу Клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ, и с учетом интересов и потребностей родителей (законных представителей);
• предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям (законным представителям);
• соблюдать нормы педагогической этики.
Пояснительная записка.
Актуализация.
Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста.
Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый.
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, тема развития творческих способностей является актуальной. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Тем более что основная задача работы детского сада подготовить ребёнка к школе, а значит дать знания и развить мелкую моторику кистей рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка
Вот почему мы выбрали такую форму для работы своего детско-родительского клуба «Умелые руки».
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Работа клуба предполагает познакомить родителей с видами творческого труда, обогатить домашний досуг.
Основные цели работы:
• Гармонизация детско-родительских отношений.
• Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
Задачи деятельности клуба «Умелые руки» :
• согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;
• организация общения детско-родительского коллектива в ходе игр и продуктивной деятельности;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей среднего возраста;
• обогащение семейного досуга.
Принципы:
• принцип взаимодействия – подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса (ребёнок-педагог, родители-ребёнок, педагог-родители);
• принцип доверительного сотрудничества – ребёнок осознаёт свою причастность к совместному делу, социальную востребованность;
• принцип взаимного развивающего влияния.
Технологии:
• технология экспериментирования;
• технология коммуникативного общения;
• технология гуманного воспитания.
Предполагаемый результат:
• родители повысят свой уровень психолого-педагогической компетентности в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
• родители и дети приобретут практические навыки по изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями детей.
• приобретут практические знания по гармонизации детско – родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.
Перспективный план работы клуба :
Задачи:
Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
Создание условий для гармонизации детско – родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Наглядная пропаганда:
Выставки:
• Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями «Умелые руки не знают скуки».
• Фотовыставка «Дети в детском саду».
• Выставка работ «Это мы умеем»
Буклеты и листовки:
• «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности).
• «Считай, смекай, отгадывай» (развитие интеллектуальных способностей ребенка через игру).
• «Советы для заботливых родителей».
Тематические стенды и ширмы:
• «Чему должны научиться дети».
• «Дружная семейка».
Папки-передвижки:
• «Развивающие игры для детей».
• «В каждом доме свои традиции» (игры детства наших бабушек).
Методические мероприятия:
Консультативный пункт:
• «Влияние продуктивных видов деятельности на развитие ребенка» (знакомство с видами художественного творчества).
• «Фантазируйте и творите» (развитие творческих способностей).
• «Играем вместе».
• «Я леплю из теста».
• «Рисуем ладошкой».
• «Учимся, играя» (развитие интеллектуальных способностей через игровую деятельность).
• «Конструктивные игры» (развитие воображения и моторики).
• «Семейные игры».
• «Праздник творчества».
Мастер-класс:
• «Умелые руки от скуки» (тестопластика).
• «Чудесные превращения» (рисование).
• «Волшебная бумага» (оригами).
Встречи-семинары:
• «Развивая мелкую моторику, развиваем речь» (консультация психолога, ритмопластика – физ. инструктор)
• «Развитие творческих способностей» (консультация музработника»