Олеся Шакина
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.
Перед педагогическим коллективом постоянно возникали вопросы:
- как развить творческие способности ребёнка?
- каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка?
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
-как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя хорошо и уютно?
Работа в детском саду и педагогический опыт показали, что помочь в решении этих вопросов может театрализованная деятельность.
Педагогический коллектив ДОУ работает под девизом «Самое интересное в этом мире – творческая всесторонне развитая личность».
Поэтому, приоритетным направлением работы ДОУ стала театрализованная деятельность.
Т. к. она представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создаёт условия для воспитания целостной творческой личности дошкольника, способствует осуществлению цели современного образования. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей : внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, т. е. развивает эмоциональную сферу. Особенно важны для детей те нравственно- эстетические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.
Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности развиваем в трех направлениях :
•как творчество продуктивное
•исполнительское – актерские способности;
•оформительское (декорации, костюмы и т. д.).
Эти направления могут объединяться.
Систему работы по развитию творческих способностей делим на 3 этапа :
•художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
•освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
•самостоятельная творческая деятельность.
При проведении занятий с детьми с использованием театрализации воспитатели проводят его таким образом, что бы процесс театрализации увлёк его.
В Содержание занятий по театрализованной деятельности включаем :
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаем следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
— совершенствование познавательных процессов. Свою деятельность по развитию творческой активности мы строим таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.
Мы в своей работе используем несколько видов игр – драматизаций с детьми : Игры – драматизации с пальчиками. Игры – драматизации с куклами бибабо. Импровизация. Для развития творческих способностей детей проводим игры :
- имитируем образов животных, людей, литературных персонажей;
- проговариваем ролевые диалоги на основе текста;
- инсценируем произведения;
- ставим спектакли по одному или нескольким произведениям;
- импровизируем, разыгрывая сюжет без предварительной подготовки.
В работе по развитию творческих способностей придерживаемся правил:
Правило индивидуальности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
При работе над ролью проигрываем психогимнастику, упражнения на изображение эмоций, черт характера.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, море, цветы и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо мы обсуждаем, «проговориваем» каждую роль.
Правило обратной связи. После проигрывания сказки мы проводим ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер.
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к
Каждому ребёнку.
В занятия по театрализованной деятельности включаем :
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;
- упражнения по дикции;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учим владеть своим телом», образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Для поддержания интереса к театральному творчеству у старших дошкольников в каждой группе оборудован уголок ряженья. В нем есть атрибуты, которые дети постоянно используют в свободной деятельности для создания образа. И в ДОУ имеется костюмерная, которая регулярно пополняется. Костюмы помогают шить родители, они же являются первыми зрителями.
Мы знаем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Поэтому, творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо совершенствовать развитие творческих способностей дошкольников, для этого необходимо использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Я считаю, что необходимо сделать так, чтобы театрализованная игра стала и средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества и самоутверждения в группе сверстников.