Ольга Валерьевна Плеханова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью использования игрового набора «Дары Фребеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью использования игрового набора «Дары Фрёбеля»
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Сегодня мы хотим представить наш опыт работы с дошкольниками разного возраста, используя игровой набор «Дары Фрёбеля».
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью использования игрового набора „Дары Фребеля“» размещена в разделах
Набор от официального производителя сделан по методике немецкого педагога Фридриха Фребеля. Он является основателем первых в мире детских садов. Педагог и философ оставил после себя научные труды по работе с детьми разного возраста. Данный комплекс соответствует ФГОС ДО и программе «Доступная среда».
Использование игрового набора развивает у детей c ЗПР способность наблюдать, пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.
Чтобы показать многообразие мира Фребель рекомендует разноцветные мячи. Это и есть первый дар Фрёбеля.
1 дар: состоит из 6 мягких мячей из шерсти (вязаных, окрашенных в 6 основных цветов: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Мячи обязательно должны быть с веревочками.
Ребенок узнает, что такое «вверх», «вниз», «вокруг», «прямо», «вправо», «влево». Он знакомится со свойствами шара: отсутствием углов, неустойчивостью.
В нашей группе мы играем в п/и «Карусели». Я стою в центре круга и держу клубочки. Ко мне подходят ребята и берут каждый по веревочке и идут по кругу со словами) Останавливаются, а я поочередно спрашиваю их какого цвета в руках у них веревочка и в какой руке.
2 дар: рекомендован для детей 3 лет.
Эти предметы уже деревянные. Здесь уже нет цвета (кроме белого и черного, а на первый план выступают форма тела, поверхность, грани, углы. Ребенок в этих основных формах может увидеть самые конкретные предметы окружающей его действительности: стул, стол, колонну с пьедесталом, живые существа.
Дети совместно со взрослыми пытаются поставить фигурки друг на друга. Для изучения свойств геометрических фигур подойдет игра «Башенки».
3 дар – это деревянный куб, разделенный на 8 кубиков.
С помощью третьего дара ребенок получает представление о пространственном положении предметов: рядом, вверх, вниз, спереди, сзади. Из кубиков уже можно
выстраивать различные фигуры, конструировать элементарные предметы (стул, лесенка и пр.).
4 дар - это куб, разделенный на 8 брусков.
Можно собирать не только башни, но и более сложные конструкции, сравнивать их между собой. Набор является продолжением строительной темы. Совместно с кубиками бруски позволяют строить домики и добавлять сооружениям крышу.
Этот дар развивает пространственное мышление.
5 дар - В коробку, представляющею собой куб, помещены более мелкие кубики и треугольные призмы. Если сложить призмы друг с другом, получится куб. Ребенок углубляет свои знания по геометрии, тренирует мелкую моторику, мышление и воображение. Набор можно использовать в качестве деревянного конструктора.
Здесь впервые появляется треугольная призма.
6 дар – (Рекомендуемый возраст для занятий – 5 лет). Благодаря расширенному составу набора дети могут попробовать себя в строительстве более сложных объектов. Что входит в состав? Кубики, призмы, цилиндры, половинки цилиндров. Ребенок знакомится с новыми фигурами.
7 комплект - Цветные фигуры (Рекомендуемый возраст – 5-6 лет).
Набор с цветными фигурами дает волю для творческих заданий. Подойдет как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
В большом органайзере собраны плоские фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Они выполнены в разных цветах и отличаются маленькими размерами. Из этих элементов можно собрать разные рисунки. Их используют в качестве счетного материала.
Можно дать детям задание создать из предложенных фигурок определенную композицию, начиная с простой (цветок, домик, машина и т. д.) и заканчивая усложненными темами.
8 комплект – Палочки (Рекомендуемый возраст – 5 лет). Положительно действует на развитие мелкой моторики и логики.
9 комплект - Кольца и полукольца (Рекомендуемый возраст – 5 лет).
Из тонких колец и полуколец можно выстраивать разные рисунки. Ребенок создает узоры, таким образом осваивая письмо и рисование. При помощи полуколец можно составить картинки – волны, цветы и. т. д. Сортировка по цвету, форме и размеру – эффективное упражнение для мелкой моторики и логики.
10 комплект – Фишки (Рекомендовано для детей с 5 лет).
В комплекте есть маленькие круглые фишки. Они выполнены в 9 разных цветах и хранятся в отдельных отсеках. Их можно смешивать и разбирать, наглядно иллюстрировать примеры и задачи. Развивается мелкая моторика, логическое мышление. Как вариант дети могут создавать разнообразные картинки в виде точечной мозаики.
11 комплект - Цветные тела (Рекомендовано для детей с 2-3 лет)
Бусины сделаны в виде разных геометрических фигур: шаров, цилиндры, половинок цилиндра, треугольных и четырехугольных призм, параллелепипедов. Они отличаются и по цвету. Их можно нанизывать на веревочку, решать таким образом разные задачи. В качестве упражнения на усидчивость, терпеливость и мелкую моторику дети полностью нанизывают каждый вид бусинки на веревочку. Цель игры – узнать, сколько шаров, цилиндров, треугольников и других фигурок помещается на веревке.
12 комплект - Мозаика, шнуровка (Рекомендуемый возраст – 2-3 года). В основе любых игр со шнуровками лежит сенсорное развитие детей.
13 комплект– Башенки (Рекомендуемый возраст – 4 года).
В комплекте 27 деталей. Они сделаны в виде мелких кирпичиков и кубиков, половинок цилиндров и т. д. Если сложить все детали, они образуют куб. Упражнение на логику и пространственное мышление – соединить несколько фигур и постараться придумать новые геометрические формы.
Методика Фребеля эффективна в работе с детьми ЗПР. Ее используют для проработки проблемных сторон развития, восстановления потерянных физических и интеллектуальных умений. Методику Фребеля успешно применяют психологи, которые отмечают улучшение мыслительной активности, внимания, усидчивости, умения сравнивать и анализировать. Дары Фребеля являются частью адаптивной государственной программы «Доступная среда».